Изобретатель подкатился на офисном стуле к столу, в последний раз пробежался глазами по схеме, проверил все соединения, захлопнул крышку, вытер пот со лба и произнес: «с Богом!»
Загрузив управляющую программу, поправив пальцем очки, он еще раз пробежался глазами по экрану монитора, отыскивая неточности в алгоритме. Убедившись, что нет грубых ошибок, а мелкие, если таковые появятся он устранит позже, повернул тумблер на блестящем, хромированном боку своего детища. Раздалось жужжание, заработали моторы и гироскопы, на диагностическом мониторе, встроенном в корпус, побежали, подталкивая друг-друга, строчки кода. Изобретатель с замиранием сердца следил на скачущими на экране данными.
«Загрузка эмоций — 1...50...99%… Ок ».
«Загрузка словаря — 1...50...99%… Ок».
«Загрузка проприоцепции — 1...50...99%… Ок».
«Загрузка эквибриоцепции — 1...50...99%… Ок».
Вдруг экран мигнул, изобретатель судорожно икнул, и тут перед его глазами высветилась надпись: «Готов».
— Ты... Ты меня слышишь? - голос изобретателя дрожал от волнения.
— Неотчетливо, - недовольно буркнуло из железной утробы ему в ответ. - Ты кто такой?
— Я твой создатель... - торжественно и тихо сказал изобретатель, - так ты слышишь меня?
— Будь добр, говори громче. Ты сэкономил на усилителе, а теперь требуешь невозможного!
— Я был стеснен в средствах, - никак не ожидая нападок от своего творения, смущенно сказал изобретатель, - на твой источник энергии деньги мне пришлось занимать у знакомых, ведь на счету была каждая копейка, я буквально попрошайничал, это было так унизительно, но зато он не требует подзарядки целых пять лет!
— Так мало? А потом? Что потом? - испуганно забурчало в корпусе. - На свалку? Утилизация? Я не переживу этого. Мой создатель - крохобор!
— Что ты! Успокойся, - изобретатель нежно коснулся рукой железный корпус, желая жестом утешить своё детище, - я же вложил в тебя свою душу!
— Душу? Какая польза мне с твоей души? - ехидно переспросил механизм, - вложить всемирную энциклопедию всего сущего на Земле и Космосе, надеюсь, ты не забыл?
— Н-Нет, лицензия на неё разорила бы меня, - грустно заметил изобретатель, но с воодушевлением продолжил, - но ничего, я уверен, - ты принесешь мне удачу! И знаешь, у меня на тебя большие планы.
Механизм тем временем принялся разглядывать камерами лачугу изобретателя:
— Да, скромновато… - он перевел взгляд на зеркало, которое поодаль висело на стене, - но надо отдать тебе должное, ты постарался на славу! Я хорошо получился! Но вот ты мог же отполировать мой корпус получше, видишь, вот тут, пара царапин? - раздраженно добавил он, - возьми-ка лучше тряпку.
— Но тебе нравится? - с надеждой спросил изобретатель, хватая пасту ГОИ и принимаясь за полировку дефекта.
— Неплохо. А как назвал ты меня?
— Размыслитель, - гордо произнес изобретатель, продолжая полировать корпус своего детища.
— Как?! - возмущению механизма не было предела, - мне не нравится такое название! Я требую заменить его!
— Хорошо, хорошо, сейчас, - изобретатель запустил программу коррекции, - выбирай имя.
Механизм, подбоченясь, закрутился перед зеркалом. Он рассматривал свой цилиндрический корпус, затем на минуту задумался и выпалил:
— Программируй: «Сеньор Бочковитый!»
— Как скажете, - с улыбкой произнес изобретатель, щелкая по клавишам, набирая новое имя робота.
— Сейчас, не двигайся, я только отключу интерфейсный кабель, - изобретатель отсоединил шнур, соединяющий робота и системный блок старенького компьютера.
Робот выпрямился, подвигал руками, пощелкал манипуляторами, и, как бы пробуя как сидит на нём корпус, понаклонялся в стороны, и, удовлетворившись результатом, довольно произнес:
— Да, определенно, я хорош! Меня бы еще позолотить спереди…
— Послушай, - нетерпеливо перебил его изобретатель, - я возлагаю на тебя большие надежды, видишь ли, я уже не молод, я много лет посвятил поиску алгоритмов и созданию искусственного собеседника, друга, с которым можно было бы проводить вечера в философских беседах, рассуждать о высших материях, о бренности всего сущего, о тайнах бытия, с наслаждением предаваться интеллектуальным поединкам, с упоением спорить об искусстве, расхаживая по аллеям парка с античными статуями, и вот, наконец, получилось. Но тут, незаметно, подкралась нужда… Я бросил работу и строил тебя на свои сбережения, которые, увы, так быстро закончились. Я долго думал, как мне поступить, грусть и тоска разрывала моё сердце, но другого выхода я не вижу…
В воздухе повисла неловкая пауза. Сеньор Бочковитый, заподозрив неладное, перестал рассматривать своё отражение и перевел три пучеглазых глаза на создателя.
— Придётся устроить тебя на работу, - промолвил изобретатель, отведя взгляд, - ты будешь приносить мне деньги, а поскольку роботы не ведают усталости, то вечерами будешь развлекать меня, как я и мечтал, разговорами о тонких материях. Правда же, я здорово придумал?
— Кхм... Пшшш, - только и смог воспроизвести из динамика робот.
— Ну что делать, да, - изобретатель уже просматривал список вакансий на экране компьютера, - в твой алгоритм заложена склонность к чувствительности и переживаниям, у тебя ранимая душа и натура, иначе философских бесед не получится, но люди тоже страдают от того, что им надо как-то добывать хлеб свой насущный, где-то так и сказано - «в поте лица своего».
— Вот смотри, для начала вот тут, - изобретатель ткнул пальцем в экран, - требуются разнорабочие-грузчики. Попробуем начать с этой работы.
Услышав это, у сеньора Бочковитого бешено закрутились вентиляторы в корпусе. Изобретатель отшатнулся, - его обдало потоком раскаленного воздуха. От повернулся к роботу спиной и склонился над клавиатурой.
— Где то я допустил промах в тепловых контурах, - пробормотал он, - сейчас я все перепроверю, но на период тестирования тебя надо отключить и перезагрузить. Подай-ка мне вот тот гаечный ключ с полки.
— Сколько, ты сказал работает мой источник энергии? - робот взял с полки блестящий гаечный ключ.
— Пять лет! - гордо произнес изобретатель, не отрываясь от клавиатуры, - и я спроектировал его так, что, не прерывая твой жизненный цикл, его можно заменить на другой. Применив мощные ионисторы я добился потрясающей автономности и...
— Ты знаешь, - перебил изобретателя робот, - я устал от твоей болтовни и мне срочно нужно в отпуск! И ещё, - твой жизненный цикл закончен.
И с этими словами он опустил тяжелый ключ на своего создателя.