©, На завалинке Древнего мира, 2021
Здравствуй, мой маленький или не очень маленький друг!
Как ты помнишь, в конце предыдущей (шестой) истории мы оставили афинского мальчика Лина на пороге школы, куда его привёл раб-педагог Гефест. Настало время вместе с Лином «шагнуть за порог», чтобы узнать как устроена древнегреческая школа: в чём её порядки похожи на наши школьные правила, а чем она отличается от школы, в которую ходишь ты.
Для тех, кому удобнее слушать, чем читать, здесь подкаст.
История седьмая
Ар, бар, тар, дар...
Переступив порог, Лин замер в дверях. В «классе» он увидел несколько мальчиков разного возраста, которые хором повторяли:
— Один да один – два. Два да два – четыре.
Между ними ходил учитель-грамматист по имени Гиперид и помахивал своей бамбуковой палкой:
— Ровнее, ровнее! Все вместе! Ты почему сбиваешься, Коккал? Вот я тебе раз, а вот тебе и два!
Палка со свистом опустилась на руки провинившегося мальчика.
Тот громко заревел.
— Замолчи, или я велю рабу поднять тебя на плечи и дам отведать ремённого бича! Видно, права твоя мать – ты не ученьем занимаешься, а только бабками да проказами! Эй, кто там? — обернулся Гиперид к дверям.
— Сын почтенного Арифона, Лин, — с поклоном ответил Гефест.
— А, знаю. Я ждал его. А ты ступай.
— Гефест, не уходи! — жалобно закричал Лин. — Я не хочу здесь оставаться!
«Рраз!» – звонко хлопнула бамбуковая палка, и рука мальчика сразу покраснела. Закусив губу, Лин исподлобья глядел на Гиперида.
— Знай, юноша, — важно сказал учитель, — невежда – самое дикое создание из всех, существующих на земле. Сыну почтенного Арифона надлежит получить наилучшее образование. И кому же, если не Гипериду, можно поручить эту задачу?
С жалостью поглядев на опущенную голову Лина, Гефест тихо вышел.
— Приготовьтесь писать! — приказал Гиперид.
Мальчики поспешно разложили натёртые воском дощечки и взяли в руки костяные или металлические палочки. Гиперид положил перед каждым учеником по глиняной пластинке, на которой были написаны слоги.
— Ар, бар, тар, дар, ер, бер, тер, дер, — громко прочёл учитель. — Повторяйте за мной!
— Ар, бар, тар, дар, — нестройно загудели мальчишки.
— Коккал! Опять путаешь? Я сейчас задам тебе такую порку, что твоя кожа станет пестрее змеиной!
— Я больше никогда не буду!.. — пропищал Коккал, испуганно прикрывая руками голову.
— Смотри! А ты, Лин, почему молчишь? Или тоже соскучился по палке? Ну-ка, повтори: ар, бар, тар, дар...
— Ар, бар, тар, дар, — запинаясь и поглядывая на палку Гиперида, повторил Лин.
— Вот так. А сейчас списывайте все эти слоги с глиняных табличек на свои дощечки. Если ошибётесь – затирайте плоским концом палочки, чтобы сгладить воск, и опять пишите!
Головы мальчишек склонились над табличками. Лин, как и другие, старательно царапал палочкой по дощечке, но получалось плохо. Ведь он никогда ещё не пробовал писать...
«Как хорошо было в гинекее с мамой и сестрёнками, – уныло думал Лин, выводя непослушные буквы, – там я целый день играл и никто не заставлял меня ничего делать.»
Ну, что же...
На первый взгляд мы с тобой не узнали ничего, чего бы раньше не знали: помнишь, как мы читали из Аристофана «Учи его, пори его!»? Тогда-то мы и выяснили, что строгие наказания, порка – были обязанностью родителей, воспитателей, учителей... Особенно учителей!
Обучение счёту, письму, музыке, литературе и даже занятия спортом – представлялись невозможными без физического насилия над учеником. Это утверждали и в этом не сомневались абсолютно все взрослые как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, и даже в более поздние века.
Величайший ум той эпохи, да что уж эпохи!.. Величайший ум всех времён и народов, Аристотель, писал:
К моему большому огорчению, до сих пор среди нас, взрослых, встречаются люди, которые думают также!
И что удивительно, все эти взрослые, которые поддерживают и оправдывают битьё детей ради образования, сами когда-то были маленькими детьми, которым «...с молоду палкой и плёткой вбили готовность прийти во всеоружье науки». Так писал знаменитейший римский поэт Гораций.
«Отчего так происходит?!» – возможно, спросишь ты у меня.
Я думаю, что всё это происходило (и происходит до сих пор) из представлений о том, что невежество – отсутствие образования и воспитания – это один из самых страшных пороков, который только может существовать в человеке; а невежественный человек – обуза и реальная угроза для благополучной жизни общества (гражданского коллектива).
Уже известный нам философ Платон – афинянин и современник нашего героя Лина, называл невежество «болезнью души», «злейшим из всех недугов», «всего безобразнее» и считал, что в невежестве можно испачкаться как свинья в грязи.
Но всё это, согласись, пока ещё не отвечает на вопрос: «Почему детей заставляют учиться с помощью угроз и под страхом физической расправы?».
Давай порассуждаем с тобой логически: учение – это труд (не игра!), здесь мы вынуждены согласиться с Аристотелем. Да и сам ты, если уже пошёл в школу, наверняка понял это.
Учение требует от ученика волевых усилий и ограничений, то есть, чтобы чему-то научиться человек должен потратить своё время, силы (иногда деньги), отказавшись на какое-то время от игр, развлечений и других приятностей в виде «ничего не делания».
Вспомни, о чём горько сожалеет Лин, процарапывая непослушные буквы на вощёной дощечке?
Правильно, в первую очередь о том, что до школы он мог целый день играть и никто его не заставлял ничего делать.
Именно здесь, как ты уже понял, возникает главный конфликт между взрослыми и детьми. Дети не понимают зачем им необходимо учиться, а взрослые не могут объяснить.
Точнее так: взрослые изо всех сил стараются объяснить ребёнку зачем он должен учиться, но тот в силу своего невежества (а каждый ребёнок – невежда) не может этого понять и потому не испытывает нужды (потребности) учиться.
Хочешь, скажу, как взрослые умными преумными словами называют отсутствие у ребёнка желания ходить в школу и учить уроки?
«ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»
Ты очень сильно удивишься, но эта проблема жутко древняя. О ней рассуждают уже, наверное, пять тысяч лет! Пять тысяч лет миллионы детей «учатся из-под палки»! Наверное, ты слышал это выражение. Сегодня мы употребляем его в переносном смысле, когда хотим сказать о том, что какого-то ребёнка приходится заставлять учиться. Но совсем недавно его употребляли в буквальном смысле.
Поскольку нас интересует время, в котором живёт афинский мальчик Лин – а это около двух с половиной тысяч лет назад, давай послушаем рассуждения о невеждах и проблеме учебной мотивации философа Платона.
Надеюсь, ты понял, что хотел сказать философ Платон. А если не понял, попробуй спросить у мамы или папы. Они тебе объяснят. Они-то не невежды!
Много тысяч лет проблема учебной мотивации во всех школах мира решалась одинаково: с помощью розог, палок, плётки и ремня. И всего лишь триста лет назад учителя начали искать новые способы обучения детей: без страха, наказания и принуждения. Начали искать, но до сих пор ещё не все нашли!
Думаю тебе, мой друг, будет интересно узнать, что «вбивать науки палкой и плёткой» перестали не так давно.
Так, например, в нашей стране телесные наказания в школе просуществовали до начала ХХ века и были отменены только после свержения царской власти в 1917 году (а это, заметь, всего лишь чуть больше ста лет назад, то есть совсем недавно!).
А вот, например, в Британии (да-да, в той самой Англии, Шотландии и Ирландии) пороть детей в школах официально перестали в начале XXI века (лишь двадцать лет назад, то есть практически «вчера»!).
Надеюсь, осознание этих фактов поможет тебе по-иному взглянуть на твою школу и порадоваться тому, что в нашем обществе изменилось отношение к проблеме учебной мотивации.
Как ты убедился, мой внимательный читатель...
Войдя вслед за Лином в школьный класс, мы узнали много нового: об отношении древних греков к невежеству и битью детей ради образования, о том, что такое «проблема учебной мотивации» и когда были отменены телесные наказания в наших школах.
А следующая история будет ещё интереснее: мы никуда не пойдём, а останемся вместе с Лином и другими ребятами в школьном классе и будем внимательно наблюдать за ними, а после снова встретимся с римским поэтом Горацием, который загадает нам загадку.
Подпишись на канал и слушай интересные истории Древнего мира