Михаил Иванов
(истории девяностых)
Недавно в киоске дали мне сдачу - монету в 20 рублей. На обороте царский орел. Крылья распростер. Ну, думаю, дожил и я, наконец, до смутных времен Бориса… Годунова и Егора, то бишь Гришки Отрепьева.
Целый день исторические мысли лезли в голову. А вечером на телеэкране все как бы вживе прокрутилось. Будто с пожелтевших страниц дооктябрьских романов и повестей шагнули в нашу жизнь эти напыщенные, с холеными бородками люди. Они представляли резкий контраст в небольшой аудитории, состоящей в основном из девиц и юнцов с разинутыми ртами, поминутно аплодирующими и не визжащими лишь потому, что это не было предусмотрено сценарием. Как же, перед глазами живые князья! Хочу сразу оговориться, что поведу речь не о сословии как таковом. И боже упаси его очернять! Но в этом телешоу проявилась, на мой взгляд, заявка на возрождение в стране монархии.
Ведущий программы "Тема" господин Листьев, соблюдая этикет, на полном серьезе обращается к армянскому князю: "Ваше высочество, откуда вы и чем отличаетесь от нас, простых смертных?" Князь, не раздумывая, отвечает: "Мы люди достоинства и чести. Верой и правдой служим царю и Отечеству. Наше Дворянское собрание выступает за монархию". Все предельно кратко и ясно. И вдруг встает студент и так это робко, словно извиняясь, вопрошает: "Я из простой семьи, и хотелось бы узнать, как вы относитесь к декабристам, Ленину. Ведь они из дворян?" Вся внешняя благочестивость князя тут же улетучивается. Перед нами высокомерный, с барскими замашками политикан: "Все они предатели, люди без чести и совести", Вот так вот. Ни больше, ни меньше. Ему вторит полковник, окончивший когда-то Академию имени Дзержинского и наверняка возросший на партийных хлебах. Этот дворянин рубит, что называется, сплеча, по-военному, подобно известному персонажу из пьесы великого русского драматурга: "Из армии комиссаров вытурили. Освобождаемся от догм. Вводим духовные институты истинной веры" (ну да, замполиты в рясах - достойные преемники комиссаров), Однако до персонажа (полковника Скалозуба из "Горя от ума") он явно недотягивает - не хватает громоподобного смеха.
Можно представить, какая демократия уготована для нас, приди к власти эти господа. Но не будем загадывать, пусть себе резвятся. Однако кумира они выбрали себе, явно не подумав. Последнего из монархов династии Романовых, Николая II. На его совести не только две проигранные войны на Востоке и Западе, две спровоцированные властями революции, развал страны, за которым последовала еще одна революция, а затем и голод, но еще и 1389 мертвецов Ходынки, 4600 убитых и раненых Девятого января 1905 года у Зимнего, 270 жертв Ленского расстрела. Не зря же народ окрестил этого царя "Николашкой Кровавым". Сегодня его некоторые боготворят и даже причислили к рангу святых.
Конечно, были на Руси и Князья. Скажем, Дмитрий Донской, Александр Невский, Дмитрий Пожарский и другие великие мужи. Но их титуловал и причислял к лику святых народ. И не только за ум державный, но и за проявленную силушку богатырскую в боях с ворогом. А тут что? Борода да спесь…
Не потому ли испокон веку бедствует народ российский, что руководят им не те, кто умом способен и честью достоин, а кто титул высочайший унаследовал? Династия Романовых правила три столетия. Затем пошли непотопляемые и поныне партийные боссы. Получается какой-то порочный круг… И что поразительно: махровое невежество одних успешно реализуется хитроумными играми других. Заморочили людям голову до такой степени, что порой не знаешь, где бог, а где порог. Кому, допустим, стало неугодно вдруг слово "товарищ"? Все тем же господам. А знают ли эти люди, самонадеянно причисляющие себя к высшей интеллектуальной элите, что это слово вовсе не атрибут ненавистного им социализма, а глубинное, испытанное узами товарищества и братства понятие, сыгравшее не последнюю роль в собирании и укреплении Российской державы? "Товарищ, верь: взойдет она…", "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать", "Когда в товарищах согласья нет…", "Ты, товарищ мой, не попомни зла", "Нет крепче уз товарищества воинского", Кому не знакомы эти изречения из произведений русской классики? Память у наших господ больно коротка. Иначе думали бы, прежде чем идти на те или иные аферы. Поезд давно ушел. Да и гражданин российский уже не тот, чтобы опять подставлять свою шею под холопское ярмо.
Не следует забывать уроков Истории, господа-товарищи! Жуйте - и неустанно - черствый хлеб познания. Это оздоровляет и разум, и душу.
(из Сборника 1991-1996)
© Copyright: Михаил Иванов