Найти тему

Простите нас за то,что остались живы

"Нам дали много водки и гитару.Разрешили пить и петь песни. А потом везли в неизвестном направление...

Лишь отрезвев мы начали понимать картину происходящего; нам выдали конверты и листы, и практически диктовали текст писем домой.Мы не должны были сообщать куда нас бросили служить.Всё что разрешалось написать-что отправили за границу...

Бывший афганец,рассказывавший эту историю,вдруг замолчал; достал очередную сигарету,потёр её в руках,но почему-то не закурил.
Продолжил свой рассказ он про Стёпку-с одного посёлка служить уходили.Ещё,по пути следования,сдружился с Миханей. Так вместе до последнего и были.

Я слушал его,стараясь не задавать вопросов,даже в минуты пауз,которые иногда были очень длинными.Да и что тут спросишь? Один взгляд его говорил уже о многом.

Сражения, как и жизнь между ними -рассказывал ветеран афганской войны- мало отличаются друг от друга. Люди, не участвовавшие в них, не смогут по-настоящему их понять. И даже, если речь идет о солдатах, то существует «пропасть между мужчинам и, только что вернувшимися из боя, и теми, кого там не было, столь же непреодолимая, как между трезвым и пьяным».
Потом он резко опустил вниз голову,обхватил руками колени и я увидел как его плечи затряслись.Сначала мне показалось,что он смеётся,может что-то вспомнив смешное.Ведь такое тоже было,даже на войне.Но нет.Он плакал.И уже заговорил о чём-то другом .

"Они писали в своей прессе,что мы воевали зря,-сказал афганец.-Что война была ошибкой,ч то всё было несерьёзно и обернулось трагедией."
Подняв заплаканные глаза он посмотрел на меня и спросил:
"Скажи,если это всё было не серьёзно,ошибка,шутка,то кто вернёт Мишке ногу? А Стёпку с могилы поднимет кто?"

Я ничего не мог ему ответить.Я продолжал молчать.Он рассказал о первых боях,о первой крови,первом страхе.Не скрыл и то,как боялся,как кричал-Мама.Как ел землю афганскую,веря,что это спасёт ему жизнь.Как лежал на земле и смотрел в небо,закрывал глаза и слышал мамин голос,который звал его обедать.
А потом он чувствовал запах домашних пирожков,его любимых,с капустой.Всё это смешивалось с запахом палённого мяса и крови....
"Долго всё это скрывалось,-продолжал рассказ афганец.-Умалчивался весь ужас происходящего.Но когда домой стали привозить гробы,скрывать больше не было смысла..."

Я очень много услышал от него нового и неизвестного ранее для меня.Сколько лет прошло,а я оказывается так мало знал о тех страшных событиях.Но ещё большим ужасом,чем война в Афганистане,стало возвращение на Родину солдат .
Солдаты, вернувшиеся из Афганистана, точно так же были убеждены, что правительство должно обеспечить им работу, жилье, мед. обслуживание, льготы и денежные компенсации. Но, поскольку СССР находился на грани политического и экономического коллапса, многим ветеранам было сложно добиться даже того, на что они уже имели право. Денежные выплаты были невелики, а жилье и работу найти удавалось с трудом: заводы закрывались, рабочих увольняли. Протезы, если они вообще кому-то доставались, были примитивными, то же касалось и более простых агрегатов вроде инвалидных кресел. Ветеранам было трудно справиться с психологическими травмами, полученными в боях, избавиться от наркозависимости и склонности к насилию, заработанных в Афганистане. Некоторые расстались с женам и и подругами. Некоторые встали на преступный путь. Большинству в конце концов удалось найти себе место в жизни. Но все в той или иной мере чувствовали, что их предали : «Ребята так много пережили там, встречались глаза в глаза со смертью, теряли друзей… А вернувшись, оказывались в обыкновенной, не очень-то радостной нашей жизни, которая казалась им слишком пресной, в которой они с их-то обнаженными нервами остро… ощущали фальшь, лицемерие, равнодушие, наглую сытость одних и нищее убожество других. Да еще ранило, что никому дела нет до их переживаний, физических ран и душевных мук...