Найти тему
Музейные наблюдения

Смерть в музейной экспозиции. Часть 1

Тема смерти, вынесенная в общественное пространство, у нас часто воспринимается с явным отторжением и непониманием. Тем не менее, это один из основных сюжетов в искусстве, мифологии, литературе и общественной жизни. Если экспозиция музея посвящена войне, то мотив смерти неизменно присутствует, но может преподноситься по-разному. Рассмотрим несколько примеров.

Музей Великой войны в Мо. Фрагмент экспозиции
Музей Великой войны в Мо. Фрагмент экспозиции

В большинстве отечественных военно-исторических музеев смерть преподносится как нечто героическое, даже если в реальности она была страшной. Весь ужас как бы отходит на второй и даже на третий план, уступая место величию подвига.

Этот подход отсылает нас к военно-патриотическому воспитанию дореволюционной России и СССР. В Европе такой подход сохранялся до 1980-х гг., но постепенно музейные экспозиции стали отходить от нарочитой героизации и концентрироваться на трагедии отдельных личностей. В таком контексте любая смерть, даже самая героическая, преподносится уже не как бессмертный подвиг, а как трагедия и невосполнимая потеря.

Действительно по мере изучения тех аспектов общественной жизни в годы войны, которые ранее практически не освещались, возникает потребность почтить память не только героев, но и рядовых жителей, представителей мирных профессий, женщин и детей, и даже осужденных и расстрелянных по приговору военного трибунала. Таким образом, любая жизнь становится ценной сама по себе, вне зависимости от умыслов и поступков. И эту трагедию необходимо передать по-новому.

Кроме того, смерть на фронте это не только героизм, но и ужас войны. Ничто не способно так красноречиво передать жестокость и бессмысленность военных действий, как напрасные смерти тысяч молодых, полных сил солдат, оставивших свои семьи и мирные занятия. Это не только смерть в бою, но и смерть от ран или тяжелейших условий окопной жизни.

Эти сюжеты встречаются в работах Отто Дикса и многих современников, участников Первой мировой войны, что повлияло на распространение идей пацифизма в 1920-е гг. Пацифистский и антимилитаристский настрой вылился, в том числе, в создание «антивоенных музеев», в которых были представлены свидетельства невероятной жестокости и бессмысленности Первой мировой войны. Правда, уже в 1930-е гг. антимилитаризм в обществе постепенно пошел на спад.

После Второй мировой войны в экспозициях музеев появилась тема концлагерей и геноцида – то, что мы относим к «трудному наследию».

В современных отечественных экспозициях можно увидеть всего понемногу, но преобладает, как правило, героический аспект. С другой стороны, тема человеческих страданий также нашла отражение, и оба этих сюжета тесно переплетаются. Но вот смерть на фронте как трагедия – нечастый пример.

Продолжение следует.