Найти в Дзене

Триплекс

Любое изобретение имеет свои плюсы и минусы. Взять вот автомобиль. Ведь замечательная вещь! Перевернул жизнь, явился новой страницей цивилизации, но с появлением автомобиля появились и автокатастрофы. Практически сразу. Мало того, что водители получали ушибы, переломы, так ведь и лобовое стекло при столкновениях разлеталось на куски и могло нанести ужасные травмы. Приходилось с этим мириться, без стекла ведь тоже никак.

А где-то во Франции в своей лаборатории занимался своими химическими опытами Эдуард Бенедиктус. А у химиков в лабораториях ведь как? Пробирки, колбы, горелки всякие. Что-нибудь да заденешь. Однажды Бенедиктус сбил локтем колбу со стола, а та, упав на пол, потрескалась, но не рассыпалась на куски. Накануне Эдуард налил в нее коллодий, и получилось так, что спирты и эфиры выдохлись, а на стенках остался слой нитрата целлюлозы. Он-то и сохранил форму колбы.

А спустя несколько дней Бенедиктус прочел в газете об очередной аварии, при которой разбившееся стекло нанесло водителю серьезные ранения. Вспомнив о разбитой колбе, ученый решил попробовать решить проблему. Он пробовал просто насести нитрат целлюлозы на стекло, получалась неплохо, но недостаточно надежно, да и слой покрытия мог поцарапаться. Только в 1909 году Эдуард Бенедиктус представил публике и запатентовал стекло, состоящее из трех слоев. Все тот же нитрат целлюлозы находился между двух стекол, склеивая их при этом.

При ударе такое стекло давало трещины, билось на мелкие кусочки, которые оставались висеть на промежуточном слое. Само стекло, сохраняло форму и уже не представляло угрозы для находящихся рядом с ним людям. Бенедиктус назвал свой стеклянный сэндвич «триплексом».

Первыми изобретением заинтересовались военные. Первая мировая война известна газовыми атаками воюющих сторон и триплекс стали использовать для противогазных стекол. Автопроизводители же оказались более осторожными. Но Бенедиктусу повезло с тем, что у него в современниках оказался Генри Форд, человек, не боящийся экспериментов и следящий за всеми техническими новинками.

В 1919 году Форд стал выпускать свои автомобили со стеклами из триплекса. Другие фирмы посчитали это лишней тратой денег. Но очень скоро жизнь показала, что при авариях такие стекла значительней безопасней обычных. Это делало автомобили Форда привлекательней для водителей, что заставило и других автопроизводителей перейти на триплекс.

Сколько человеческих жизней спасло изобретение Бенедиктуса за прошедший век, и подсчитать невозможно. А казалось бы – колба разбилась…

Если понравилась история – подпишитесь, чтобы не потеряться. У нас еще множество таких историй. И про лайки не забудьте!