Найти тему
Вести с развалин СССР

Захар Прилепин на встрече с представителями культурного сообщества

Захар Прилепин на встрече с представителями культурного сообщества, оценивая состояние отечественной культуры, обратился к важному для него советскому опыту:  

«Одна тысяча девятьсот двадцать третий год, только закончилась война – ЦК политбюро в приказном порядке всех людей, причастных к управлению государством, начиная с Ленина и Троцкого и заканчивая Фрунзе, который только что приехал с фронтов по сути, и Калинин, и Бухарин – все читают в обязательном порядке современную литературу: поэзию и прозу, и более того, все выступают на заседаниях правительства с докладами по этому поводу.Они все пересказывают Пильняка, Серафимовича, читают стихи Маяковского, Клюева, Есенина. Они объясняют, как относятся к одному, другому, третьему течению, и воспринимают это как часть государственной работы. 

Если смотреть на региональную повестку: например, в Екатеринбурге – городе с мощнейшей культурной подкладкой – возник вопрос о названии сквера в честь Бориса Рыжего. Выясняется, что руководство вообще не знает, кто это такой! «Мы, – говорят, – Высоцкого слушаем, вот ему и поставим еще один памятник». И вот это – уровень наших региональных руководителей. 

Они в целом не знают нашего культурного контекста. Они знают про спорт – появляется хоккейная площадка, в этом они разбираются. А культурной повестки не знают, как правило, совсем. И имен этих не знают, и более того, их это не интересует.

И если у нас такая иерархия власти, что это выключено вообще из системы представлений – о чем нам вообще говорить? Какие стандарты могут быть, когда уровень их погруженности в региональное искусство невысок. Они не оттуда пришли. А если так – их надо принудить в законодательном порядке, чтобы они входили поэтапно, постепенно в этот контекст.

Идеология государства создается через осознание культуры, через генеалогию корневой системы. Власть, элита должна воспринять себя как носителя этого знания. Они люди умные, быстро научатся.

Большевики с этим разобрались сразу после Гражданской войны, в ситуации, которая вообще к этому не была пригодна. Придумали свою идеологию и поняли, что именно им надо стандартизировать, с чем им надо работать, какие вещи надо донести. 

Элиты надо дообразовывать. Троцкий, Фрунзе – писали статьи и доклады на первых полосах газет о том, как они видят культуру. Вот Сергей Кужугетович Шойгу книгу написал… Вышла статья Богомолова Константина – так ее вся страна обсуждает. Значит, они понимают, что нужно делать интеллектуальный дискурс. Что мы больше не можем находиться в коллективном общероссийском шапито.

Значит, мы вновь в той же ситуации, что и сто лет назад. И нам снова необходимо через культурный контекст осознать, кто мы такие, и придумывать, и вводить все необходимые стандарты.

Я хорошо знаю кадровый региональный состав. Они хорошие ребята, но совсем не про культуру. Они про другое. Значит, надо их заставить, принудить. Сказать: «Если не выучишь стишок…» Я про это, кстати, на встрече с Путиным и говорил: «Пусть они вам стихи рассказывают каждое заседание».

«Представляете, если человек пятьдесят стихов Есенина выучит? Он уже будет другим. Через год примерно.

Вот такое у меня к этому волюнтаристски жестокое отношение.»