Жанр судебной драмы – это отдельное направление в кинематографе, в котором подробно разбирается не только судебные дела, но порой авторы заостряют внимание на самой правовой системе, как она отражается на судьбах участников судебных процессов, вскрывают их старые раны, либо раскрывают их истинное обличие. В этом направлении особенно преуспел Голливуд, из лона которого вышли несколько кинолент, впоследствии ставшими классикой мирового киноискусства. В то же время кинематограф других стран тоже не отстает. Так, в 2017 году Япония выпустила в прокат судебную детективную драму «Третье убийство», на которую будет сделан следующий обзор.
Синопсис Сигемори – адвокат по уголовному праву, привык ответственно подходить к разбору дел и искать такие решения, с которыми если он не выиграет сражение, то, по крайней мере, одержит победу в войне. Но всё меняется, когда ему и его коллегам поручают новое дело человека по имени Микуми, обвиняемого в жестоком убийстве начальника фабрики. Разбираясь в этом запутанном деле и в прошлом Микуми, Сигемори впервые сталкивается со случаем, который не только он не может решить, но ситуацией, которая меняет его собственное мировосприятие.
Игра актёров Фильм отличается весьма недурной работой задействованных в нем актёров. Прежде всего, хотелось бы отметить исполнение Кодзи Якусё, исполнившего роль Микуми, загадочного человека с темным прошлым и доброй душой, готового пожертвовать собственной жизнью ради чести и достоинства невинного. Также понравилось исполнение Масахару Фукуяма в роли адвоката Сигемори, точнее, трансформация, которую удалось изобразить актеру в своем персонаже, который в начале фильма предстает в виде самоуверенного юриста, а в конце оказывается простым сбитым с толку человеком. Из женских ролей я бы выделил Судзу Хиросэ в роли дочери убитого Сакие, молодой девушки, вынужденной хранить страшную тайну о своих отношениях с отцом.
Режиссура Хирокадзу Корээда считается одним из ведущих современных японских кинорежиссеров. В своих фильмах он уделяет внимание таким темам, как смерть, память, примирение с потерей, семья и взаимоотношения внутри неё. В случае с «Третьим убийством» режиссер обращается к темам чести, смерти и самопожертвования. Хотя фабула фильма выстроена в классическом стиле судебной драмы, сам процесс служит лишь фоном или инструментом для раскрытия затрагиваемых в фильме тем и вопросов. На передний план выходит тема убийства человека ради чести другого и самопожертвование. Главный герой как адвокат привык цинично относится к жизни, потому что преступники, которых ему приходилось защищать прежде, совершали правонарушения, исходя из примитивных мотивов и побуждений. Здесь же мы видим дело, с которым главному герою не приходилось сталкиваться прежде. Человек, возможно, совершил преступление, а, возможно, и не совершал. Он постоянно меняет показания, как будто старается что-то скрыть или кого-то покрыть – кого-то, кто был долгое время в опасном положении и ради которого он был готов рискнуть собственной свободой и жизнью.
Сценарий Фильм приоткрывается сценой убийства начальника фабрики человеком по имени Микуми, который сначала яростно забивает жертву гаечным ключом, а затем, облив бензином, хладнокровно сжигает тело, после которого на месте остается след в виде креста. Потом возникнет много вопросов, поскольку вводная сцена, возможно, лишь разыгралась в воображении одного из участников истории. В любом случае, Микуми оказывается на скамье подсудимых, а само дело получает широкий общественный резонанс. Его адвокатами назначает трех человеком, включая Сигемори, адвоката высшего класса. Поначалу к этом делу он относится как «к очередному». Проблема в том, что Микуми слишком спокойно дает показания, без волнения подтверждая свою вину, как будто он хочет, чтобы его признали виновным и казнили. Понимая, что здесь что-то не так, Сигемори и его коллеги пытаются разобраться в деле. Углубляясь, в историю прошлого самого убитого, они узнают, что для убийства могли быть прямые мотивы, поскольку жертва при жизни не была чиста на руку, причем как на работе, так и в семейной жизни. Здесь история доходит до дочери убитого Сакие, которая была знакома с Микуми задолго до преступления. В итоге перед нами разыгрывается крайне запутанная и в тоже время глубоко психологическая история.
Итог Как уже было отмечено выше, собственно судебный процесс в фильме является лишь художественным фоном для лучшего погружения в фабулу картины. Хотя в фильме присутствует некая детективная линия, но всё-таки определить «Третье убийство» как остросюжетный детектив с неожиданными поворотами сюжета нельзя. Всё же фильм приходится именно глубоко психологической драмой, которая разбирает нашу обычную жизнь под необычным ракурсом.