Найти тему
Андрей Лимонов

Пророки нашего времени

Маршал Маклюэн «пророк из Торонто», «глашатай электронной эры», основоположник теории информационного общества, почетный доктор литературы трех канадских и восьми американских университетов, консультант Папской комиссии по общественным связям. Еще при жизни он превратился в культурную икону второй половины XX века. Его идеями увлекались многие идолы поп-культуры, включая Дж. Леннона и Э. Уорхола. Его книга «Галактика Гутенберга» одна из самых значительных и известных трудов, впервые опубликована 1962 году. Основная особенность этой книги заключается в том, что в ней изложены взгляды Маклюэна и его убежденность, что решающим фактором в процессе формирования социально –экономической системы, а по сути двигателем исторического прогресса является смена технологий, смена способа коммуникации.

По М. Маклюэну «Средства коммуникации определяют структуру знания, регулируют принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как отдельной личности, так и обществу в целом».

Он утверждал, что развитие экономической, и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы не возможно без изобретения печатного станка. Маршал Маклюэн в своей книге описал аспект воздействия появления печатного станка, т.е. резкий рост тиража, и соответственно, влияние на общество, что явилось развитием экономической и социально-политической новой инфраструктуры. Книгопечатание перевело литературу с латыни на национальные языки, а также позволило выражаться частному опыту. Массовое распространение печатного слова, стало толчком к частнособственническому предпринимательству и демократизации общества, именно печатным, а не устным словом формировался исходный элемент общественного устройства.

М. Маклюэн выделяет в истории цивилизации три основных этапа:

· первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, с устными формами связи и передачи информации;

· письменно-печатная культура, эпоха заменившая коллективизм индивидуализмом, национализмом;

· современный этап существования социума, возрождение многомерного восприятия мира и коллективности на новой электронной основе, радио, телевидение.

В предложенной М. Маклюэном типологии развития средств коммуникаций, их технических аспектов развития, очень силен оценочный момент – рассмотрение идущих изменений как восстанавливающих исходное райское состояние человечества. Подобный подход очень оригинален, так как в основном обычно, социальные философы и другие научные деятели видят будущее в негативных тонах и в антиутопическом ключе.

Термин «Глобальная деревня» вошел в массовое сознание благодаря этой книге, в XX веке произошел переворот, положивший конец «галактике Гутенберга », переворот связан с появлением электричества, а вместе с ним новых электронных средств массовой коммуникации. Телеграф, телефон, радио, телевидение – буквально сокрушили время и пространство, восстановили диалог человечества, и в глобальном масштабе превратили мир в одну большую «глобальную деревню». По мнению М. Маклюэна возвращение к «племенному» восприятию мира, безусловное благо, так как люди вновь начинают ощущать себя единым целым, коллективом, а основная проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет его впереди.

Новый пророк XXI века Юваль Ной Харари, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, автор бестселлера «Homo Deus», впервые опубликована в 2015 году.

В своей книге «Homo Deus» Харари пытается нарисовать образ будущего, путем обсуждения многих философских вопросов, человеческого опыта, эмоций и сознания, описывает современные способности и достижения человека. Аннотации на книгу говорят сами за себя:

· Даниэль Канеман «Homo Deus вас потрясет»;

· Билл Гейтс «Эта книга заставляет всерьез задуматься о будущем, что на самом деле означает – всерьез задуматься о настоящем».

· Hindustan Times «Харари приходит к выводу, который поначалу кажется невероятным, а затем – безальтернативным: человек вскоре не только утратит свое господствующее положение, но и изменит саму свою сущность».

В своей книге Харари затронул главный философский вопрос, «проблему выбора, человеческую волю», что случится, если в результате технического прогресса станет возможно изменять и формировать сами эти желания. «У технического прогресса совершенно иная программа. Он не собирается слушаться внутренних голосов. Он собирается их контролировать». «Если говорить о сегодняшнем дне, то пока в приемной истории ожидает собеседования лишь один кандидат. Это кандидат – информация. Самой интересной новой религией является датаизм. Он не чтит ни богов, ни людей. Он поклоняется данным».

Хотим мы этого, или нет, но это данность. Датаисты считают, что люди больше не способны справляться с огромным потоком данных, не могут превращать данные в информацию и уж тем более в знания. Харари пишет «изменения условий обработки данных в XXI веке может привести к упадку и даже исчезновению демократии. Поскольку объем и скорость потока данных возрастают, такие достопочтенные институты, как выборы, политические партии и парламенты, могут выйти из употребления просто потому, что обрабатывают данные недостаточно эффективно». А теперь давайте вспомним прошедшие выборы в США. Ничего не напоминает? «Техническая революция сейчас опережает политические процессы, и это приводит к тому, что избиратели и парламентарии начинают терять контроль».

Согласно датаизму, люди не более чем инструменты для создания «Интернета Всех Вещей». Двадцать лет назад японские туристы удивляли нас тем, что фотографировали все, что попадало им на глаза. Сейчас так делают все. Снимая красивый ландшафт, вид на океан, мы не спрашиваем себя, что мы чувствуем, а быстро постим фото в Facebook или Instagram , а потом каждые две минуты заглядываем в свой аккаунт, чтобы узнать сколько собрали лайков. Алгоритмы прекрасно осведомлены не только о нашем самочувствие, но и многих других вещах, о которых мы и сами не подозреваем. Более того, с возникновением машинного обучения и искусственных нейронных сетей увеличивается число алгоритмов, которые развиваются самостоятельно, самосовершенствуются и извлекают уроки из собственных ошибок.

«Таким образом, датаизм грозит сотворить с Человеком Разумным то, что Человек Разумный сотворил со всеми прочими животными». Юваль Ной Харари говорит «Все сценарии настоящей книги следует воспринимать как вероятности, а не пророчества. Если какие-то из них вас не устраивают – начинайте мыслить и, главное, действовать так, чтобы не дать этим вероятностям материализоваться». «Мы сами творим свое будущее» - Юваль Ной Харари.