Мы сражаемся за наши умы. И не ясно, победим ли мы.
Своими мыслями делится Саймон Маккарти-Джонс, доцент кафедры клинической психологии и нейропсихологии Дублинского Тринити-колледжа.
Свобода мысли на распутье. С одной стороны, достижения современной психологии и технологические успехи могли бы послужить увеличению свободы мысли. Они могли бы защитить наши внутренние миры, уменьшить наши ментальные предубеждения и создать новые пространства для размышлений. С другой стороны - государства и корпорации превращают эти достижения в оружие, которое ограничивает наше право мыслить свободно.
Потерять свободу мысли - значит потерять что-то исключительно человеческое. Мы схожи с животными в своих фундаментальных основных эмоциях. Но только мы можем сделать шаг назад и спросить: “хочу ли я злиться?”, “хочу ли я быть таким человеком?”, “могу ли я стать лучше?”.
Мы можем размышлять о том, соответствуют ли мысли, чувства и желания, которые бурлят внутри нас, нашим собственным целям, ценностям и идеалам. Если мы осознаем свои мысли и эмоции, то увеличиваем их ценность, признавая то, что они наши. Это делает наши реакции и поступки более естественными.
Но нам также следует признать, что некоторые мысли, которые приходят нам в голову, принадлежат не нам. Вы принимаетесь за работу, и вдруг у вас мелькает мысль: “А не проверить ли мне Facebook?” Эта мысль исходила от вас или от Марка Цукерберга?
Свобода мысли требует достоинства, обеспечивает демократию и является частью того, что делает нас личностью. Чтобы защитить себя, мы должны сначала распознать своих врагов.
Три угрозы свободе мысли
Первая угроза исходит от открытий в области психологии. Исследования создали новое понимание того, что влияет на наши мысли, поведение и принятие решений.
Государства и корпорации используют эти знания, чтобы заставить нас думать и действовать так, чтобы это служило их целям. Эти цели почти наверняка отличаются от наших целей. Власть и крупные корпорации используют это знание, чтобы заставить нас работать больше, покупать больше и тратить больше времени на социальные сети. Можно использовать знания и для раскачивания политической ситуации.
Вторая угроза исходит от применения алгоритмов машинного обучения к “большим данным”. Когда мы предоставляем данные компаниям, мы позволяем им заглянуть глубоко внутрь нашей личной жизни. Это делает нас более уязвимыми для манипуляций, и когда мы осознаем, что наша личная жизнь подвергается риску, это ограничивает способность свободно мыслить.
Третья угроза исходит от исследований активности мозга с целью расшифровки мыслей. Facebook, Microsoft и Neurolink разрабатывают интерфейсы “мозг - компьютер”. Это может привести к созданию машин, которые будут читать наши мысли. Но создание беспрецедентного доступа к нашим мыслям создает беспрецедентные угрозы нашей свободе.
Эти достижения в технологии и психологии развязывают руки государств и корпораций, чтобы нарушать, манипулировать и контролировать наши мысли. Итак, что мы можем с этим поделать?
Закон может спасти нас
Международное право гарантирует свободу мысли. Однако, реализация этого права была практически полностью проигнорирована. Его почти никогда не упоминают в зале суда. Мы хотим, чтобы это право означало, что мы могли бы использовать его для защиты себя.
Мы должны использовать его для защиты личной жизни. В противном случае давление конформизма будет препятствовать нашей свободной игре идей и поиску истины. Мы должны использовать его, чтобы предотвратить манипулирование нашими мыслями с помощью психологических трюков или угроз наказания.
И мы должны использовать его для защиты мысли во всех ее формах. Мысль - это не только то, что происходит в нашей голове. Иногда мы думаем, написав или выполнив поиск в Google. Если мы признаем эту деятельность “мыслью”, то она должна претендовать на абсолютную неприкосновенность в соответствии с правом на свободу мысли.
Наконец, мы должны использовать это право для того, чтобы требовать от правительств создания обществ, позволяющих нам свободно мыслить. Вот тут-то и может помочь психология.
Предотвращение манипуляций
Лучшее понимание нашего разума может помочь защитить нас от манипуляций со стороны других. Например, психолог Дэниел Канеман проводит различие между тем, что мы могли бы назвать “эмпирическим правилом” и “правилом разума”.
Эмпирическое мышление включает в себя примитивные и древние ментальные процессы, основанные в основном на эмоциональном реагировании, которые позволяют нам принимать быстрые решения. Ценой такой скорости могут быть ошибки. Напротив, мышление, основанное на правилах разума, - это медленный, сознательно контролируемый процесс, часто основанный на языке. Это занимает больше времени, но может быть более точным.
Это говорит о том, что создание структур в нашем мышлении, ограничивающих власть эмпирического мышления, может помочь улучшить процесс принятия решений. Бездумное нажатие на рекламу корпораций не позволяет нам пользоваться свободой мысли. У нас нет времени разбираться, наши ли это желания или желания кукловода.
Мы также должны изменить наше окружение так, чтобы оно поддерживало автономию. Такая среда позволила бы нам создавать свои собственные причины для наших действий, минимизировать внешний контроль, такой как награды и наказания, и поощрять выбор, участие и совместное принятие решений.
Технологии могут помочь создать такую среду. Но на ком лежит ответственность по реализации этого?
Принятие мер
Правительства должны помогать гражданам с раннего возраста узнавать о том, как работает разум. Они должны структурировать общество, чтобы способствовать свободе мысли. И они обязаны останавливать всех (в том числе корпорации), кто нарушает право на свободу мысли.
Корпорации должны играть свою роль. Они должны заявить о свободе мысли как о политическом обязательстве. Они должны проявлять должную осмотрительность в отношении того, как их деятельность может нанести ущерб свободе мысли. От них могут потребовать объявить о психологических трюках, которые они используют, чтобы попытаться сформировать наше поведение.
А мы, народ, должны сами себя воспитывать. Мы должны поощрять и поддерживать свободомыслие. Мы должны осудить тех, кто превращает одну из величайших сильных сторон нашего вида, нашу социальность, в одну из наших величайших слабостей, используя ее как средство извлечения данных. Мы должны голосовать ногами и кошельками против тех, кто нарушает нашу свободу мысли.
Все это предполагает, что мы хотим свободы мысли. Но так ли это? Многие из нас в буквальном смысле предпочли бы что угодно, только бы не остаться наедине со своими мыслями.
Предпочли бы многие из нас, чтобы правительства и корпорации думали за нас, подавая нам готовые решения и подталкивая нас просто им следовать? Многие ли из нас были бы счастливы, если бы свобода мысли была ограничена при условии, что это привело бы к усилению безопасности? Насколько мы хотим свободы мысли и чем готовы пожертвовать ради нее?
Проще говоря, хотим ли мы все еще быть людьми? Или боль, усилия и ответственность одной из наших "фирменных" способностей - свободной мысли - стали для нас непосильными? Если это так, то не ясно, что с нами будет, и не ясно, кем мы станем.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!