Найти тему

Как, где и с кем сельский батюшка кино снял. История с картинками

Одно дело – когда ты живешь в Петербурге, не говоря уж о Москве, или, например, в Ростове или Костроме, или Сочи. И когда в очередной раз соседнюю улицу перекрывают для съемок фильма, тебе уже не интересно, ведь ты к таким вещам привык и даже немного раздражен создавшимся неудобством.

И совсем другое, когда кинолокацией становится твое село, в котором ты прожил практически всю свою жизнь. И ничего особенного здесь не замечал. Пока не заметил кто-то другой и на этом фоне сделал кино.

И однажды наступает суббота, 23 мая 2015 года. Ты идешь себе по улице и видишь группу людей с камерой, микрофоном и автобусом. Какой-то дореволюционный человек что-то ищет в багажнике автомобиля, а другой дореволюционный человек примеряет сапоги…

Вот так, например
Вот так, например

Идея снять фильм

…для отца Никандра была не новой. Был опыт создания любительских тематических фильмов о деятельности православного подросткового лагеря-стана «Русский дом», которым он руководил несколько лет, до и во время служения на Усть-Пристанском приходе.

Но история фильма «Усть-Пристань. Возвращение» началась в начале апреля 2012 года, с находки в полуразрушенном Доме священника удивительных раритетов начала 20 века.

Это были деловая  и личная переписка, счета, визитные карточки, объявления  и другие документы, говорящие о  былом расцвете Усть-Чарышской Пристани.
Это были деловая и личная переписка, счета, визитные карточки, объявления и другие документы, говорящие о былом расцвете Усть-Чарышской Пристани.

Их можно было сдать в музей и успокоиться. Может быть, раз в год или два их бы оформляли в тематические выставки и показывали бы школьникам, приходящим на экскурсии.

Но не таков отец Никандр. Батюшка воспринял свою находку как знак, как послание из прошлого, как крик о помощи старого полуразрушенного здания. Неслучайно Дом священника стал практически действующим лицом будущего фильма.

Дом священника в 2015 году
Дом священника в 2015 году

Мысль о том, что это послание нужно как-то донести людям, не давала покоя батюшке. И он засел за исследовательскую работу. Много читал, изучал документы в краевом архиве. Стал чрезвычайно сведущим в истории развития маслоделия на Алтае. Писал статьи про «Алтай – золотое дно Сибири» и про «масляную лихорадку» в начале 20 века.

Работа была проведена огромная, но результата, который мог бы удовлетворить исследователя, не находилось.

А воображение не отпускало! Батюшка погрузился в прошлое Усть-Чарышской Пристани, и, ежедневно проходя по улице 1 Мая, которая для него уже стала снова Миллионной, как сто с лишним лет назад, представлял, какой богатой и шумной она была!

И как удивительно, что сохранились целые комплексы старинных усадеб. А вот здесь, от детской библиотеки до музея – прямо таки кусочище старины, три дома подряд!

Он словно увидел шагнувшего на Миллионную прямо из 1902 года устьпристанца! И понял: нужно снять фильм. Обобщить известный об Усть-Пристани исторический материал и одновременно создать «визитную карточку» села.

Театр начинается с вешалки, фильм – со сценария

Проект казался фантастическим и нереальным, но, тем не менее, началась работа над сценарием. В этом моменте к отцу Никандру как раз и присоединилась ваша покорная слуга, то есть я – Оксана Пантелеева.

2015 год. Фото корреспондента "Российской газеты"
2015 год. Фото корреспондента "Российской газеты"

В распоряжении сценаристов были исследовательские работы, книги и папка с газетными вырезками исторических материалов районной газеты «Авангард». Ее батюшка взял в районной библиотеке. Двадцать лет методист Людмила Георгиевна Миллер собирала публикации! И именно они стали основой сценария.

Здесь были отрывки из исследований
Петра Логиновича Медведева, очень содержательные и интересные. Статьи Татьяны Ивановны Поповой, когда она была еще директором краеведческого музея, в которых чувствовалось то самое удивление открывателя и восхищение прошлым села – то самое ощущение, которое должно было передаться зрителю нашего фильма!

Ну правда, некоторые герои этих публикаций словно живые представали перед читателями!
Так в процессе создания сценария решено было документальное повествование «разбавить» «живыми» картинками в стиле «немого» кино.


Мы сделали героями фильма, наравне с устьпристанцами того времени, архитектурные ансамбли, которые и по сей день являются главным украшением села. Они стали проводниками в прошлое.

Дом купца Шестакова (Детская школа искусств).
Дом купца Шестакова (Детская школа искусств).
Реальное училище ( Дом  творчества).
Реальное училище ( Дом творчества).
Дом купца Щеглова (Детская библиотека).
Дом купца Щеглова (Детская библиотека).

Магазин купца Ступакова (выполняет такую же функцию).
Магазин купца Ступакова (выполняет такую же функцию).
Дом купца Морозова ( Краеведческий музей).
Дом купца Морозова ( Краеведческий музей).
Мельница.
Мельница.
Магазин купца Шестакова ( Центральная районная библиотека).
Магазин купца Шестакова ( Центральная районная библиотека).

Немного о том, как снимался здесь эпизод фильма ( жмите на ссылку)
https://youtu.be/mc6QF3lXzmY - «Перед вами- магазин купца Шестакова»

Вообще, о купеческом времени не только в Усть-Пристани, но и в крае известно сегодня очень мало. Это неудивительно – советская власть на протяжении десятилетий целенаправленно уничтожала свидетельства дореволюционного расцвета России. И местный материал пришлось дополнять фотографиями с исторических сайтов сети интернет.

Мы сели за сценарий 19 апреля, и до 30 апреля ежевечерне работали над ним. На выходные батюшка уехал в Барнаул, «наводить мосты» с будущей съемочной бригадой, а мне нужно было все свести в общее повествование, добавив кой-какую информацию просветительского плана и найти в интернете недостающие иллюстрации.

«Труд» у меня вышел на сериал. В " сериале" выплыло первое название проекта - "Ять" - по названию буквы, убранной из алфавита после революции.

Очень быстро проект стал долгоиграющим: мы решили, что все, что мы делаем с целью возрождения веры и истории, будет выходить в свет под знаком "Ять".

И вот мы начали резать огромный мой сценарий, и каждый вырезанный кусок ощущался мной собственной ногой или рукой. Мы просто ходили с ним по Усть-Пристани, «репетировали» эпизод и оставляли легко воспринимавшийся и насыщенный информативно текст.

Итак, сценарий мы написали. Разработали маршрут съемок каждого документального сюжета и роликов.

«На фоне…Пристани, и птичка вылетает!»


12 мая к отцу Никандру приехали гости – Анна и Алексей Середины , прихожане батюшки одного из прежних приходов. Анна – профессиональный фотограф и настоящий художник.

Фото Анны Серединой.
Фото Анны Серединой.

Они работали в Усть-Пристани два дня, объездили пол-района, поднимались на гору и снимали село с разных точек, проникли в самое сердце мельницы, исследовали старинный склад. Все фото исторических зданий, сделанные Анной, - ну, это просто «космос» какой-то! И еще – вот это желание и готовность помочь отцу Никандру, сделать все, о чем он попросил, на высшем уровне – вот это было здорово! И они тоже проникли в фильм и сделали его живее!

«Как на сцену, выйду я на улицу…»


Вот это уже казалось совершенно невыполнимо – найти исполнителя для «немого кино», который бы создал собирательный образ замечательного устьпристанца начала 20 века! В нем должны были сочетаться и искренняя воцерковленность, и хозяйственность, он должен был еще сыграть отца семейства, да и семейство тоже нужно было найти, да еще чтобы все они естественно смотрелись в костюмах того времени!

Андрей  Петрович Куракин в образе.
Андрей Петрович Куракин в образе.


Ну, это тоже чудо какое-то, что все эти качества сошлись на семье
Андрея и Евгении Куракиных, уроженцев Усть-Чарышской Пристани, теперь живущих под Новосибирском. Приезжая навестить родителей, они всегда приходили в храм вместе со всеми своими детками. Но найдут ли они возможность приехать на родину в нужное время? Отец Никандр созвонился с Андреем Петровичем. «Конечно, приедем!», - услышал в ответ!

«Мотор! Поехали!»

Роман и Александр Волобуевы, Л.В. Белькова.
Роман и Александр Волобуевы, Л.В. Белькова.

В этом вопросе был еще один ГЛАВНЫЙ человек.
Это –
Лариса Викторовна Белькова , директор МБОУ ДОД ДШИ «Традиция» (г. Барнаул). Думаю, что вообще, отправная точка процесса, закрутившегося в апреле 2015 года, началась с разговора батюшки с ней. Знакомые по совместной работе в проекте «Русский дом», они остались коллегами и по сей день, общаются, перезваниваются по разным вопросам.

Как вспоминает отец Никандр, именно Лариса Викторовна поддержала забрезжившую идею фильма. Сказала, что поможет с костюмами и со съемочной группой. А это были, как понимаете, самые сложные моменты.

И самое интересное, что сама Лариса Викторовна не планировала участвовать в съемочном процессе, но так вышло, что люди, с которыми она договорилась, не смогли в назначенную дату приехать. Ну разве могла она подвести отца Никандра?

И она приехала сама, а вместе с ней: замечательные Александр (оператор) и Роман (звукорежиссер), две девушки Наташи , которые одевали наших персонажей и водили с нашими детьми правильные хороводы, на автобусе с водителем Андреем.

Так были готовы к работе видеокамера, оператор, звукооператор, актеры. Причем, заинтересованные, как и мы, в проекте, и готовые вкладываться в него на чистом энтузиазме, жертвуя личным временем и совершенно бескорыстно.

Последние штрихи

Итак, все траектории сошлись в одной точке: 23 мая 2015 года. Один из самых удивительных дней в моей жизни.

Что было перед ним: неделя подготовки. Окончательная проработка сценария.

22 мая. Титанический труд Екатерины Васильевны Кочневой, тогда она была директором краеведческого музея, и хранителя фонда Натальи Викторовны Лещенко. Ведь для съемок им пришлось «перезагрузить» два зала музея! А потом все экспонаты вернуть на свои места. Это огромный труд!

Как вихрь, руководил этим процессом отец Никандр, который еще дополнительно принес из районной библиотеки для оформления кабинета купца, наверное, 50 томов собраний сочинений русских писателей и даже портрет Пушкина.

В это же время проходила генеральная уборка старой мельницы, где тоже планировались съемки. Этим тоже руководил отец Никандр.
Он вообще в этот день напоминал большую стремительную птицу, которая успевала несколько раз в день оказаться в противоположных уголках села.

Репетиция накануне съемок.
Репетиция накануне съемок.


Мой вклад в предваряющий съемки день заключался в поиске кирзовых сапог, которые я собирала по знакомым и в добывании фартуков из кабинета труда Усть-Пристанской школы – их надевали наши грузчики на в эпизоде на мельнице.

День съемок

Утро субботы 23 мая. Благословенный день! Удивительно, и я вижу в этом Божий промысел, и никак иначе, но в этот день сменились все виды погоды, которая вообще бывает в мае! И солнце во все небо, и тучи, разродившиеся грозой, а потом – проливной дождь, а потом – снова солнце, да так здорово светившее, что высушило траву, и ребятишки из фольклорной группы «Росинка» (под руководством Елены Григорьевны Лавлинских) водили хороводы там, где пару часов назад стояли лужи.

В 8 утра подъехала «Традиция». Обсудили сценарий, распределили этапы съемки, чтобы все было максимально удобно для участников.

Начали с музея. Нужно было снять «немые» сцены «Деловая встреча» и «Визит гостя». Закадровый текст рассказывал о Николае Ивановиче Ступакове – удивительном человеке, который очень много сделал для развития и процветания нашего села.

-16

Кто есть кто в кадре? Это зритель решит сам. Мы не взяли на себя смелость создавать портреты великих, как мы считаем, устьпристанцев. (К слову , отец Никандр вообще считает, что в центре села должен стоять памятник Николаю Ивановичу Ступакову. Ведь именно благодаря ему, его участию, его призыву, были построены в Усть-Чарышской Пристани церковь, учебные заведения и появилась первая библиотека)

В кадре один деловой устьпристанец приходил к другому. Они решали какой-то финансовый вопрос, а потом хозяин приглашал гостя отобедать. Вот видео о том, как снимался эпизод:

https://youtu.be/m0oqhRuFzkk - «Деловая встреча»

Это были самые «интерьерные» и костюмные эпизоды. В них участвовали семья Куракиных (за исключением малышки-дочки, заботы о которой на это время легко взяла на себя Екатерина Васильевна Кочнева):

Момент переодевания.
Момент переодевания.

...и Андрей Суртаев, игравший гостя:

Обсуждение эпизода. Андрей в центре.
Обсуждение эпизода. Андрей в центре.

И все бы хорошо, но мешал один досадный момент: старый телевизор, который стоял в углу, и портил всю обстановку (на фото это видно). Заменить его было нечем, и угол портил всю картинку.

Стали думать, что с этим делать. И тут Лариса Викторовна говорит: «Оксана, а какой у тебя размах рук?». Я раскидываю руки, и она мне вручает плед. Эврика! Получилась идеальная стена! Вот как это было:

https://youtu.be/a95b4xzVvJc - «Визит гостя»

Моя самая звездная роль - роль стены!
Моя самая звездная роль - роль стены!
Вот в этом моменте стена колышется, и это заметно)))))
Вот в этом моменте стена колышется, и это заметно)))))

И вот так, мгновенно разрешались в этот удивительный день все наши сложности. Например, выяснилось, что наша съемочная группа не захватила с собой шляпы для персонажей.

Но, на счастье, хоть это была и суббота, РДК был открыт – потому что это был день «Последнего звонка», и мне сразу же выдали там все самые лучшие шляпы, которые только у них были.

Оказалась закрыта районная библиотека, но по первому звонку к нам приехала директор, чтобы открыть дверь «магазина Шестакова», ведь не мог же купец встречать покупателей на фоне навесного замка на двери!

После того, как съемки здесь закончились, мы решили сфотографироваться.
После того, как съемки здесь закончились, мы решили сфотографироваться.

«Вышел из строя» рабочий храма, который должен был играть грузчика в сцене на мельнице. Но – рядом оказался Алексей Георгиевич Петров, который не стал ни отказываться, ни ломаться, и отлично вписался в кадр. Особенно когда на него надели шикарную рубаху, которой мог бы и сам купец позавидовать!

"А сейчас мы Вас переоденем!"
"А сейчас мы Вас переоденем!"
И переодели.
И переодели.

Вот как снимали этот эпизод, переходите по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=l-fY_qg5ncw – «На мельнице»

Вот так были отсняты художественные эпизоды. Оставался ведущий. Отец Никандр. С ним случалось невероятное. Повторяя текст перед съемкой, он замечательно все помнил, но когда говорил «на камеру», начиналась путаница. Вот этот эпизод снимали не знаю сколько раз:

https://youtu.be/io-dLuxNZP4 - «Рассказ про купца Шестакова»

Наконец, и с этой проблемой справились. Текст держал звукооператор Роман, а батюшка его читал.

https://youtu.be/MDnWq51FhO8 - «Съемка в парке»

Вечерело, уже приближались сумерки, когда снимали последние слова ведущего на фоне строящегося храма. Мы остались вчетвером: отец Никандр, Александр, Роман и я. Батюшка говорил текст и слегка запнулся, и уже никто не обратил на это внимание.

Завершение.
Завершение.

«Первым шагом к возрождению Усть-Пристани стало строительство храма, как залог возвращения на тот путь развития, который был дореволюционной перспективой села. Без Бога жизнь убога. Без Бога не до порога. Бог есть Альфа и Омега, начало и конец. Путь, истина и жизнь. В этом откровении – вся суть нашей жизни».

Сейчас, уже пересматривая фильм спустя пять лет, я думаю, что все-таки он "цепляет". И даже не содержанием. А тем, что объединил всех, кто имел причастность к его созданию, духом Божьим. Потому и близок он воцерковленным людям. Они чувствуют в нем свое, родное. И в этом его сила.

Еще немного картинок со съемок

-25
-26
-27
-28
-29
-30

Что было дальше

-31

По очень важным причинам работа над фильмом была прервана на месяц. И 23 июня мы поехали в «Традицию» записывать в студии Романа закадровый текст.

Оставалось всего несколько дней, чтобы свести фильм. Ведь цель была: показать его первым зрителям, участникам Всероссийского крестного хода, которые должны были прийти в Усть-Пристань и остановиться здесь на ночлег 2 июля.

Два дня, 25 и 26 июня мы, не разгибаясь, создавали алгоритм фильма, в котором было прописано каждое слово, каждая фотография – что и зачем должно встать в повествование. Ведь
Владимир Авдиенко , который когда-то «сводил» фильмы про «Русский дом» понятия не имел, о чем идет речь в этом.

Тогда же было придумано название. "Усть-Пристань. Возвращение", перекликающееся с финальными словами фильма.

Надо сказать, что Владимир оценил наш «алгоритм», когда 27 июня, в субботу, я привезла ему, незнакомому человеку, дом которого мы искали с моей городской подругой, все материалы для фильма. На монтаж оставалось три дня и …. Выпускной вечер его дочери!

Честно, я не знаю, как он все это совместил, два вечера мы с ним переписывались, уточняя какие-то детали, и около 3 часов утра 2 июля фильм был у меня в почте!

А вечером 2 июля была премьера! Настоящая, на широком экране перед множеством зрителей! К сожалению, данный момент никто не зафиксировал – просто не до того было.
Потом были доработки и корректировки, показы, статьи и сюжеты на ТВ - но это уже начиналась совсем другая история, которую я когда-нибудь обязательно вам расскажу.

Еще раз напомню о тех, кто делал "Усть-Пристань. Возвращение".
Еще раз напомню о тех, кто делал "Усть-Пристань. Возвращение".

Добавлю, что сюжетные фото в тексте - автора. Классные фото зданий - Анны Серединой (Барнаул).

И еще: наш фильм "Усть-Пристань. Возвращение" можно посмотреть на канале "Усть-Пристань. Храм".

Благодарю, что дочитали! История продолжается! Впрочем, все наши истории - сплошное продолжение! Читайте, подписывайтесь! А канал будет вам рассказывать обо всем, что интересно в Усть-Чарышской Пристани!




С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц