Найти тему
Новый драматический театр

«Любовь у всех народов одинакова…» («Тойбеле и её демон»)

На сцену Нового Драматического театра вернулся спектакль «Тойбеле и её демон». Это уже третье обращение Вячеслава Васильевича Долгачёва к пьесе Исаака Башевиса Зингера — не просто третья редакция одной работы, а третий диалог со зрителем, третья попытка поразмышлять о природе любви, уже сегодня, в 21 веке, вместе с актёрами и зрителями нового поколения.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля
«… пьеса живет во мне и хочет быть рассказанной вновь и вновь. Хитросплетения судеб жителей небольшого местечка приводят героев к настоящему пониманию Любви, к пониманию того, что Любовь дарится на этом свете не каждому, кто способен влюбиться. Влюбленность проходит, как мимолетность, — так устроен человек. И только самоотречение и самопожертвование — доказательство подлинности этого явления. Ведь недаром сказано: "Сильна, как смерть, Любовь" (из интервью режиссёра)
Программка к спектаклю 1995 года
Программка к спектаклю 1995 года

Первая версия была поставлена во МХАТе им. А.П. Чехова в 1995 году с уже ушедшими от нас Еленой Майоровой, Сергеем Шкаликовым и Вячеславом Невинным. Тяжёлые времена для страны, когда люди были озабочены не столько «делами сердечными», сколько физическим выживанием. И всё же спектакль имел огромный успех. «Эта поэтическая пьеса, смешавшая религиозные и мистические мотивы, рассказывает невероятную историю страсти, произошедшую в польском местечке Фрамполь в конце прошлого века. Елена Майорова играет здесь лучшую свою роль за последние годы — красавицу Тойбеле, рыжекудрую книжную мечтательницу, очарованную и соблазнённую демоном…» — писала пресса. Зрители вместе с героями спектакля уходили прочь от жестокой реальности. Сохранилось небольшое интервью Елены Майоровой и фрагмент того спектакля, благодаря которому Тойбеле и её демон обрели свой новый дом в Москве, на русской сцене.

"Роль потрясающая, потому что она про любовь. А любовь - она у всех народов одинакова... Любовь, несчастье, стремление любить. Стремление быть счастливой, несмотря на то, что тебе запрещают это..." (Елена Майорова)

Второй состав был представлен уже на нашей сцене в 2010 году. В главных ролях — Виолетта Давыдовская, Михаил Калиничев. В новом веке все прощались с иллюзиями, и Тойбеле не исключение. «По замыслу постановщика, это история о чувствах, которые иной раз воспринимают, как любовь, а это всего лишь иллюзия. Вот и случаются потом разочарования, разрушаются судьбы…» — звучало в рецензиях. Завершалась эпоха нулевых…

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Тойбеле. Версия 3.0

О чём подумали исполнители нынешнего спектакля, когда впервые узнали, что им предстоит играть? Важен ли для них еврейский колорит пьесы? Как проходила работа над ролью? Стоит ли показывать нынешней публике, психологически грамотной и оберегающей себя от "негатива" и "нездоровых отношений", такую непростую историю?

ЕКАТЕРИНА ДЕМИДОВА (Тойбеле)

Тойбеле - Екатерина Демидова, Алхонон - Евгений Кениг
Тойбеле - Екатерина Демидова, Алхонон - Евгений Кениг

Тойбеле для меня — это цветок. Редкий, благоуханный, один в своём роде… Который, поверив в мечту, будет ослеплен. И в конце концов погибнет.

Впервые спектакль по пьесе "Тойбеле и её демон" я увидела в нашем театре, и была глубоко потрясена. Прежде всего актерскими работами и невероятным художественным оформлением спектакля: детальный интерьер комнаты Тойбеле контрастирует с условным вторым этажом "улицы", одиноко стоящим колодцем. Два яруса сцены — как вертикаль и горизонталь нашей жизни…

Этнографический, в данном случае еврейский колорит играет в пьесе хотя и не определяющую, но важную роль. Этот аспект даёт нам погрузиться в мир ортодоксальных иудеев, их быт и культуру. Богобоязненность, которая сочетается с необычайной пылкостью — такое парадоксальное сочетание приходит мне на ум, когда я думаю и говорю об этих людях. С другой стороны, по сути, всё это не так важно. Будь то еврей, русский или любой другой. У нас у всех один и тот же код, один и тот же Путь. И боли человеческие — одни.

Работать над ролью было непросто. Ведь каждый ввод — это колоссальное напряжение: чужой рисунок, костюм, уже созданная до тебя атмосфера. Но поддержка была потрясающей! Вячеслав Васильевич [Долгачёв] и Миша [Калиничев] очень деликатно и тепло следили за вхождением нас в спектакль, оставляя за нами, как мне кажется, самое главное право — оставаться собой в контексте роли.

Для меня пьеса Зингера в первую очередь не пьеса о любви, хотя и о ней, безусловно, тоже. На мой взгляд, гораздо выпуклее и обреченнее звучит тема тотального одиночества. И Тойбеле, и Алхонон чрезвычайно одиноки. Именно это обстоятельство роковым образом столкнет их и приведёт каждого к трагическому финалу.

ЕВГЕНИЙ КЕНИГ (Алхонон)

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Когда я увидел этот спектакль в записи, первая мысль, которая пришла мне в голову после просмотра, была такой: «Как актерам удаётся транслировать все тонкости и нюансы, о которых писал автор?» Пьеса действительно сложна обстоятельствами, в которые заставляет погрузиться гениальный Исаак Башевис Зингер. Получить главную роль в ней — это огромный подарок, и в то же время большая ответственность. Раньше Алхонона играл Михаил Калиничев, опытный мастер своего дела, да и лично у меня было огромное желание влиться в спектакль, не понизив заданную планку.

Когда мы приступили к работе, Михаил Калиничев посоветовал найти своего «демона» и не оглядываться на то, как это делали другие. Время идёт, и проблематика произведения приобретает новые краски.

Работа над ролью… это был длительный и тяжелый процесс, как морально, так и физически. Чтобы влезть в «шкуры» Алхонона (Гурмизаха) пришлось пойти на многие ограничения. Конечно же, благодаря мудрым наставлениям Вячеслава Васильевича [Долгачева] нам удалось встать на нужные рельсы в понимании персонажа, но на этом работа не заканчивается. Она продолжается с целью развить дальше то, что было найдено. Я всегда стараюсь оправдать своего героя, понять его мотивы, что им движет.

Алхонон — несчастный человек, который боится быть самим собой, боится своих чувств, и этот страх разрушает его изнутри. Только надев маску демона, он становится таким, какой он есть. Я бы посоветовал смотреть этот спектакль не только взрослому, но и молодому поколению, чтобы показать им: не нужно бояться себя, надо принимать и любить себя таким, какой ты есть. Не для кого ни секрет, что жизнь сложна, в ней есть взлеты и падения, и задача театра на мой взгляд — не бояться показывать различные жизненные ситуации и открыто говорить о проблемах.

Евгений ПУЦЫЛО (Алхонон)

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Я прочитал пьесу, когда мне сказали, что нужно будет вводиться на роль Алхонона. Честно, я очень удивился, что мне дали такую возможность, и попытался сделать всё, что от меня требовалось. Мои первые мысли были: «Работы будет очень много», но впоследствии работы оказалось гораздо больше, тем более, на тот момент я заболел Covid-19 и пропустил немалое количество репетиций, поэтому приходилось нагонять… К сожалению или к счастью, я не видел других работ по пьесе «Тойбеле и её демон». Но сейчас после выполненной работы, мне бы очень хотелось посмотреть на другое вИдение или трактовки.

Я считаю, что подобная история может произойти в любой точке мира, поэтому еврейский колорит не важен. Мне кажется, что история, о потерянных людях, которые в чём-то нуждаются и готовые пойти на любые риски, ради своего желания.

Это была очень большая работа, особенно для меня. Во-первых, как говорил Вячеслав Васильевич [Долгачёв], «Эта роль не играется спустя год после выпуска театрального вуза», и я с ним согласен, потому что нужно набраться жизненного и сценического опыта. А в мои 23 года опыта не особо много. Работая с Вячеславом Васильевичем, понимаешь, что он направляет тебя в нужную сторону, и на примере своей жизни может объяснить, что нужно сделать, точнее, как к этому прийти. Каждый его совет, замечание, предложение помогали прийти к освоению роли. Помимо Вячеслава Васильевича, очень помогал работать над ролью Михаил Калиничев, за что ему отдельное спасибо.

… На свете так много людей, и так много разных ситуаций, что и не знаешь защищать или обвинять его. Очень интересно понять и перенести на себя: как нужно любить, чтобы сделать такие вещи? Ведь в каждом из нас огромное количество желаний, мечтаний, и мы пытаемся их осуществить, несмотря ни на какие преграды. Знаете, у меня есть хорошая фраза, которую я очень часто повторяю «Алхонон – это ты, Гурмизах – твои амбиции».

Отношения людей — это самое интересное в жизни. Ведь когда мы ссоримся, миримся, любим, ненавидим, презираем, боремся — мы живём и наполняемся. В жизни любовь не может быть только «здоровой», она может быть разной, и она должна быть разной, а иначе мы были бы роботами. Я считаю, что люди должны знать, что есть и такие отношения, и такая любовь.

Заказ билетов по телефону +7(499) 182-03-47
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН