Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 1:39-56. Песнь Марии

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лук.1:39,40). Что ей нужно было у Елисаветы? Зачем она пошла к ней?

Город иудин, где жили Захария и Елисавета, располагался в нагорной Иудее. Скорее всего это был Хеврон, один из шести городов-убежищ, отданных во владение левитам (см. карту).

Палестина времен Иисуса Христа
Палестина времен Иисуса Христа

Если это так, то Марии предстояло покрыть более 170 км.

Что ей было нужно? Удостовериться в правоте ангела? Пойти проверить его слова, а правду ли он сказал? Вряд ли Мария сомневалась в его словах. Ей нужна была встреча с Елисаветой по причине их родства.

Хотя Мария была из колена Иудина, а Елисавета – из колена Левия, они были родственниками по материнским линиям. Но главное их родство было в другом: их роднила близкая связь с Богом.

Нас, современных христиан, тоже это роднит. Мы, будучи далеки друг от друга, стали близкими кровью Иисуса Христа. Ценно ли для вас родство в церкви? Дорого ли вам церковное братство и сестринство? Мы связаны друг с другом духовно, связаны крепко и надолго. Насколько надолго? До скончания века? До Второго пришествия, которого мы ждем? Нет, на гораздо более долгий срок, сопоставимый со временем жизни Того, Чьей кровью мы связаны. А это время никогда не закончится!

Тянет ли вас к братьям и сестрам по духу? Тогда вы поймете, почему Мария решилась на такое дальнее путешествие в одиночку. Причем отправилась с поспешностью. Ее неудержимо тянуло к той, кто как и она испытала чудесное действие Духа Святого. К той, кому как и ей самой Господь даровал беременность чудесным образом. К той, кому как и ей была открыта тайна рождения Мессии. К той, кто только одна единственная женщина в Израиле могла ее понимать, утешать, поддерживать и вдохновлять. И не случайно, что в таком сестринском общении они провели целых три месяца. «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лук.1:56).

А что Елисавета? Как она отреагировала на приезд Марии?

«41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук.1:41-45).

Ее слова звучат как поэма, как песня, подобная той, которую воспел Израиль после перехода через Чермное море. Отклик Елисаветы связан опять же с приветствием, как и в случае Марии. Одного приветствия для Елисаветы было достаточно, чтобы исполниться Святого Духа. Ее слова, прозвучавшие как пророчество, пролились драгоценным бальзамом в сердце Марии.

Ее вера укрепилась двумя свидетелями: беременной Елисаветой и безмолвным Захарией. Всё это вместе со свидетельством ангела вселяло в душу Марии светлую радость и твердую надежду на то, что Божий план исполняется. И то, что с ней происходит, происходит по воле Божьей – благой, угодной и совершенной. Никакие обстоятельства, никакие силы не смогут воспрепятствовать началу славного Исхода Божьего народа под водительством Мессии, матерью Которого предстояло стать кроткой, скромной, богобоязненной девушке.

И уже видя исполнение этой воли пророческим взором Святого Духа, Мария выразила весь этот поток нахлынувших чувств вдохновенной песней.

«46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лук.1:46-55).

Здесь Мария предстает как истинная дочь Давида, вдохновенного певца и поэта. Эта песнь по-латински звучит как «Магнификат» от первого слова «Величит» . Многие гениальные композиторы (Монтеверди, Пахельбель, Вивальди, Мендельсон, Моцарт, Бах и другие) посвящали свои духовные произведения этой евангельской поэме под таким названием.

Песнь Марии схожа с песнью Анны перед рождением пророка Самуила (1Цар.2:1). Мысли Марии отражают влияние книги Псалтирь (Пс.102:1,17; 106:9; 110:9). Это говорит о ее глубоком знании Священных Писаний.

«Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лук.1:47) .

Мария осознаёт свою нужду в Спасителе, то есть в спасении, которое может осуществить только Бог. Тем самым признавая, что ей, как и всем людям, рожденным греховными, нужно спасение от греха. Она также нуждается в крови Христа, как и любой греховный человек, «ибо нет праведного ни одного,… все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:10,23).

«Сотворил Мне величие Сильный» (Лук.1:49).

О каком величии идет речь? Греческое слово μεγαλεῖος («великое»), не о том, что Бог сделал Марию какой-то великой. Не о том, что превознес ее до небес, а о том, что Он сделал великое дело чрезвычайной важности, к сотрудничеству в котором привлек скромную богобоязненную девушку. «Соделал мне великое» - так должна звучать фраза. Великое дело зачатия и рождения Сына Божьего в человеческой плоти.

«Будут ублажать меня все роды» (Лук.1:48).

Схожие слова, произнесенные во время родов, мы находим в Ветхом Завете: «И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины» (Быт.30:13) . Мария применяет эти слова Писаний к себе и предвидит, что ее будут «ублажать», то есть называть счастливой (блаженной), потому что только ей из всех женщин выпало такое счастье – быть матерью Христа.

«Рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лук.1:51) – Бог не есть Бог надменных и кичливых. Ему претит всякая тирания и высокомерие. Он далек от того, чтобы благословлять гордецов, ставящих себя выше всех и выставляющих себя самыми умными. Их злобные помыслы их же и погубят.

Он обращает Свое особое внимание и защиту на смиренных и кротких, низлагая с престола высокомерия сильных. Бог почитает скромных, которые не думают много о себе: «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:52,53).

Эти слова подтвердил и расширил их понимание Сам Спаситель, говоря: «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся» (Мф.5:6).

Заканчивается песнь Марии прославлением Божьего народа: «Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лук.1:54,55).

Мария – часть Израиля, и она четко осознаёт, что не одну ее делает Господь счастливой, но весь израильский народ. Согласно древнему обетованию, исполняющимся теперь во всей полноте в рождении Младенца.

Что это за обетование? «16 И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:16-18).

Трижды Господь произносит в этом обетование слово «семя» . О каком семени идет речь? «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал.3:16).

Из песни Марии видно, как хорошо она знала Писания, и мы понимаем, почему маленькому Иисусу не нужны были ни раввины, ни книжники.

«Пребыла же Мария с нею около трех месяцев» (Лук.1:56) .

Почему Мария провела у Елисаветы три месяца?

Если прибавим к ним еще шесть, которые провела в беременности Елисавета, то поймем, что скорее всего Марии хотелось дождаться появления на свет чудесного младенца Иоанна. Ей было важно самой увидеть и поучаствовать в исполнении пророчества.

Кроме того, Елисавете было важно присутствие Марии, уже имевшей во чреве. Это было особым благословением для нее, потому что она была все-таки в летах преклонных и испытывала некоторый страх перед родами. И после них Елисавете нужно было чувствовать рядом заботливую руку ее родственницы, руку, которую поддерживал Сам Господь.

В заключение вспомним еще раз ее слова: «Блаженна уверовавшая».

О чем они говорят? Для того чтобы стать счастливым, нужна вера. Верующий человек нашел истинное счастье, потому что оно возможно только с Христом.

Христос в нас – вот блаженство и смысл, вот мир и покой душам нашим посреди бурь житейских невзгод, которые не усмирит никто кроме Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.