Так уж получилось, что германские земли когда-то входили в состав Священной Римской империи. Которая пусть и не отличалась монолитностью, но худо-бедно просуществовала до 1806 года (а ее осколки и вовсе до первой мировой дотянули), пока молодой и наглый Наполеон не упразднил ее. И тут оказалось, что Германия совсем не однородна. Мелкие княжества в какой-то мере объединялись в Рейнский союз (1813 год, сразу после известной драки под Лейпцигом), но это объединение не было полноценным государством.
Соблазн объединения всех земель, говорящих по-немецки, был велик. Возможно, оно того не требовалось с точки зрения экономики, но зато как идеологическое обоснование сохранившегося имперского настроения все прекрасно работало. И тут уже вставал вопрос, у кого из немецких политиков раньше кончится терпение и обнаружится необходимая наглость (или решительность – вопрос формулировки).
В рамках германских земель по результату всех бед осталось два лидера – Пруссия и Австрия. Каждое из государств возглавляло коалицию. Куда входили участники помельче. Причем к австриякам прибились по большей части мелкие германские княжества, а у пруссаков в основных союзниках числилась Италия. Возможно, все так бы и закончилось безмолвным противостоянием, но к 1866 году Австрия изрядно ослабела. И это при сохранении прежних амбиций. За полтора десятка лет в стране случилась революция, а ошибки в политике привели к тому, что и старые союзники (вроде России) отсеялись, и новые (Франция, к примеру) не прижились. Так что, когда Австрия после ссоры с Данией стала поджимать к себе некоторые германские княжества, у Пруссии взыграло ретивое. И началась война, ставшая причиной поспешного перевооружения чуть ли не всего мира.
В принципе, гражданская война в Америке, послужившая сильнейшим импульсом к мощному эволюционному рывку оружейного дела, уже отшумела. Но большинство держав, прекрасно понимая необходимость замены прежних стрелковых систем на что-то более совершенное, все еще выжидали, поскольку любое перевооружение армий било по казне, а пока еще военным было непонятно, во что же выльется столь быстрый военно-технический прогресс. И в рамках этой концепции в армии Австрии оставались старые добрые дульнозарядные штуцеры. А вот в Пруссии решили рискнуть. И перевооружились на игольчатые винтовки Дрейзе. Не очень совершенные и надежные, зато весьма скорострельные и удобные. Так что получалось, что в той войне проверялись не только экономические потенциалы двух стран, но и две оружейные концепции.
Главное сражение той войны (войны довольно короткой – всего-то три недели) произошло в Чехии, недалеко от города Кенниграц, у деревеньки Садова. В историографии можно встретить оба этих топонима в названии сражения. И так уж получилось, что во многом эта битва оказалась спонтанной, случайной.
Обе армии были примерно равны. Австрия располагала ок. 214 тысячами человек при 770 орудиях. У Пруссии имелось 220 тысяч солдат и 924 пушки. Причем австрийская армия стояла единым массивом, а пруссаки двигались как три независимых армии. То есть перевес вторых был, но не так, чтобы значительный. Другое дело, что в составе австрийской армии имелось много солдат, не горевших воевать за немецкую идею – те же венгры и чехи. Которые потом станут дезертировать тысячами непосредственно в разгар битвы и уж точно не поспособствуют успеху.
Австрийцы загнали себя в долину между двумя речками. А пруссаки просто шли, ничего не подозревая. И наткнулись на противника случайно, сами изрядно удивившись. Позиция австрийцев была так себе, хотя артиллерия, частично стоявшая на господствующей высотке, располагалась очень грамотно. Вот только командующий не обеспокоился о разведке и связи между подразделениями. А прусские войска, как уже говорилось, шли тремя колоннами. И когда обнаружили врага, в теории имели шанс быстрого охвата и окружения того. Но обнаружили его присутствие настолько неожиданно для себя, что уже не имели времени на подготовку – слишком на близком расстоянии оказались противники. И потому любая хитропридуманная война с тактическими изысками могла запросто обернуться проигрышем, если австрийцы разом бы задумали прорыв через центр прусских сил, единым кулаком сбив армию, преградившую им путь, не обращая внимания на те, что нависли по флангам. И развить тактическое преимущество пруссаки бы уже не успели.
Поскольку времени на подготовку уже ни у кого не было, в бой бросились храбро и решительно. Что те, что другие. Хотя идея окружения австрийцев осталась в памяти. И потому штаб Бисмарка решил связать противника атакой по фронту, чтобы тем временем две оставшиеся армии зашли единовременно с севера и юга в тыл.
Детально описывать сражение не имеет смысла. Ничего выдающегося с точки зрения тактики и управления оно не представляло. Хотя стоит отметить два явных факта. В завязавшейся пехотной перестрелке подавляющее преимущество имели прусские войска, поскольку их оружие имело большую скорострельность и могло обеспечить высочайшую плотность огня. Вдобавок, казнозарадные винтовки можно было перезаряжать лежа, не подставляя голову под пули противника. А вот ружья австрийцев на их фоне выглядели крайне бледно.
При этом пушки австрийцев, расположенные очень удачно, нанесли немалые потери прусским силам. Страдая от огня австрийцев, пруссаки подтянули свою артиллерию, но не смогли подавить врага из-за конструкционного несовершенства матчасти. И тут стоит упомянуть, что пушки австрийцев по большей части были старыми, гладкоствольными. То есть стреляли не так далеко, как нарезные прусские. Но они имели большую скорострельность. Потому как зарядить дульнозарядное нарезное орудие – задачка еще та и требует суеты. Так что всем стало ясно, что нарезные пушки тоже надо как-то срочно совершенствовать. В противном случае их потенциал так и не раскроется.
Итог битвы можно считать показательным. Австрийцы проиграли, потеряв убитыми почти 6 тысяч, против менее 2 тысяч у противника. Но куда страшнее урон нанесло массовое дезертирство чехов, венгров и итальянцев из армии Австрии – по разным оценкам от 5 до 9 тысяч. Австрии пришлось идти на серьезные территориальные уступки и искать общий язык с Венгрией, а весь остальной мир удостоверился в превосходстве казнозарядных винтовок и пользе смелого маневра.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала