Неодушевленные киношные герои тоже могут стать бессмертными, наряду с актерами первой величины, оказавшимися в культовых кинолентах.
К примеру, пресловутая «это не лошадь, это мамонт какой-то» из всеми горячо любимого «Служебного романа» стала почти комедийным персонажем, ярко и гармонично вписавшимся в сюжетную линию кинофильма.
У продвинутого и эрудированного зрителя может возникнуть вопрос, что же эта была за скульптура? Ведь, как оказалось, она неоднократно появлялась в кадре и других картин советского кинопрома.
Сюжет бронзовой скульптуры довольно узнаваем, это античная история о появлении пегаса и его встречи с Персеем. Ведь то, что Новосельцев красочно описывает в сцене фильма, является не «мамонтом» и даже не «лошадью». Это крылатое существо – пегас из древнегреческой мифологии.
Итак, победивший Медузу Горгону Персей узрел, как из сочащейся крови Медузы вырос невероятный крылатый конь. Этот сюжет взят за основу многих скульптурных произведений, например, работы Эмиля-Луи Пиколя, появившейся конце XIX века.
Луи Пиколь был французским скульптором, работавшим на историческую тематику. Множество сюжетов античной мифологии нашли воплощение в его бронзовых произведениях. Нельзя назвать его аутентичным или выдающимся, но работы Пиколя пользовались спросом, с них делались копии не только в бронзе, но и в гипсе, и в мраморе, плавно оседающие в частных коллекциях Европы.
Разумеется, скульптура, оказавшаяся в распоряжении «Мосфильма» - не оригинал, а достаточно качественная репродукция. Откуда он там появился – непонятно, возможно, это военный трофей, а возможно, вещь еще более ранняя – дореволюционная собственность, конфискованная советской властью.
Дебют темной бронзовой лошадки состоялся 1950 году, когда «Персей и Пегас» появился в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия». Это был фильм с определённой долей пропаганды, а скульптура украшала особняк некоего нацистского руководителя.
Также лошадь появляется в 1965 году в картине Владимира Назарова «Пакет». Это был фильм о гражданской войне с патриотическим посылом. В одной из сцен можно увидеть «белую» ставку, также вражескую советской власти. Среди предметов интерьера нетрудно заметить «Персея и Пегаса».
«Семнадцать мгновений весны» не обошло наличие ставшей уже столь популярной скульптурной группы. Затем Пегас с Персеем появляются в «Бриллиантовой руке» и одной из серий «Ширли-мырли». Популярность столь странного предмета интерьера необъяснима, но для советского кинематографа, часто экономящего на реквизите, вполне понятна.
Роль в «Служебном романе», пожалуй, самая запоминающаяся и самая комичная из всех тех, что выпали на долю «пегаса» и оттого, более доступная зрителю.