Найти в Дзене

Можно лучше. Как жить людям с ограниченными возможностями?

Мы получим самых активных и целеустремленных граждан нашего общества, если обеспечим людям с ограниченными возможностями (далее - ОВЗ) инструменты, способы для равного развития и самостоятельной и независимой интеграции в экономику.

Я нахожу мотивацию в общественной деятельности, так как вижу то, что многие не хотят замечать в силу менталитета или предрассудков: новые точки роста, которые спрятаны в нераскрытом потенциале лиц с ОВЗ. А на фоне стремительного развития высоких технологий, это как никогда представляется возможным.

Поделюсь своим мнением, что мы можем сделать уже сейчас, чтобы помочь лицам с ОВЗ не только самореализоваться, но и сформировать у них тенденцию к отказу от общественного «иждивения».

Бизнес без границ

Развитие малого и среднего предпринимательства, самозанятости среди лиц с ОВЗ в сферах торговли, производства, услуг - уменьшит безработицу и негатив в обществе; поспособствует увеличению налоговых отчислений, приросту ВВП страны и оздоровлению экономики.

По моему мнению , в России имеется три основных проблемных блока, существенно препятствующих развитию самозанятости и предпринимательства среди людей с ОВЗ. Ниже я предлагаю рассмотреть различные подходы к решению этих вопросов, источники финансирования по каждому вопросу подлежат уточнению и дискуссии и не являются окончательным вариантом.

Финансовый блок

1. Проблема: при старте деятельности самозанятые граждане из числа лиц с ОВЗ несут много дополнительных расходов на технические устройства и средства реабилитации, а если мы говорим об офлайн деятельности и человек маломобилен - повышаются затраты на транспорт/такси.

Предложение: в рамках налога на постоянный доход для лиц с ОВЗ (инвалидов I и II группы) предусмотреть повышенный капитал на уплату налога.

Текущего размера капитала в 10 000 руб. недостаточно для того, чтобы успеть крепко встать на ноги и не только из-за повышенных расходов на старт.

По многим причинам доходность от деятельности лиц с ОВЗ часто намного ниже, чем у остальных, вследствие чего требуется не только больше времени для выхода на прибыль и окупаемость, но и более длинный период работы в минус за счёт собственных средств.

Более того, таким решением мы уберём боязнь налогового бремени в первые - самые сложные месяцы после старта деятельности лиц с ОВЗ в качестве самозанятых.

2. Проблема: человеку с ОВЗ сложнее продвигать свой товар и услуги, так как изначально мало денег на старт, практически отсутствуют рекламные бюджеты, а комиссии на некоторых площадках доходят до нескольких десятков процентов.

Предложение: субсидирование за счет средств федерального бюджета агрегаторов и маркетплейсов для обеспечения работы инвалидов I и II группы с пониженной или нулевой комиссией первые 3 года после старта.

Альтернатива: обязать или попросить IT гиганты обеспечить предпринимателям/самозанятым с инвалидностью бесплатную/льготную рекламу, продвижение в поисковой выдаче. Но главный минус и препятствие для подобного решения заключается в том, что наш интернет-рынок, в отличие от китайской модели, не централизован и не регулируется напрямую государством. Следовательно, необходимо подтолкнуть к прибыли и окупаемости.

3. Учитывая и без того низкую процентную ставку Центробанка РФ, обеспечить льготное кредитование под 6 % годовых (но не ниже ключевой ставки ЦБ на момент выдачи кредита) в целях старта: для самозанятых - в пределах максимального годового дохода 2.4 млн; для ИП до 5 млн.

4. Разработать механизмы приоритетного доступа к муниципальному заказу и участия в тендерах.

5. Стимулировать компании в рамках аутсорсинга и консалтинга обращаться к услугам самозанятых с инвалидностью. Это возможно сделать путём вознаграждения символической суммой за каждое подобное обращение либо ввести сложное специальное понятие в рамках налоговой отчётности: прибыль, полученная в результате услуг самозанятого с инвалидностью, с которой не уплачивается сумма налога.

6. Поспособствовать тому, чтобы государственные банки предоставляли людям с инвалидностью премиальные пакеты сервисного обслуживания со значительной скидкой.

7. За регистрацию человека с инвалидностью в качестве самозанятого выплачивать агенту, сподвигнувшему к началу деятельности, не 1000 руб., как было предложено в рамках нацпроекта МСП, а 5000 руб. После первой уплаты НПД.

8. Целевая программа поддержки самозанятых и предприниимателей с ОВЗ, по которой им выделяются деньги для организации социально значимого бизнеса в субъектах ( субъекты сами устанавливают критерии и специфику). Частичный или полный возврат денег осуществляется в течение 3-5 лет.

Организационный блок

1. Проблема: транспорт и проблема передвижения одна из основных, существенных для маломобильных категорий граждан.

Предложение: агрегаторам такси путём введения специальных авторизованных аккаунтов обеспечить постоянную скидку на поездки инвалидов, зарегистрированных самозанятыми и ИП.

Размер скидки может равняться размеру комиссии, взимаемого агрегатором с водителей/таксопарков в свою пользу, так как на долю подобных поездок будет приходиться небольшой процент и крупная корпорация ничего не потеряет.

2. На уровне министерств экономики субъектов Российской Федерации создать рабочие группы по развитию самозанятости и предпринимательства среди лиц ОВЗ. С целью быстрейшего разрешения возникающих проблем для людей, возглавляющих рабочие группы в регионах, учредить должность заместителей уполномоченного по правам предпринимателей по работе с инвалидами. В рамках нацпроекта МСП и будущей комплексной программы по развитию самозанятости одним из параметров KPI для губернаторов сделать количество инвалидов первой и второй группы, зарегистрировавшихся самозанятыми и индивидуальными предпринимателями. При этом необходим контроль и систематизация данных на федеральном уровне структурами, отвечающими за реализацию национального проекта МСП.

Поручить региональным рабочим группам следующие задачи :

2.1. Разработать краткие методички с наиболее выигрышными направлениями деятельности для каждой категории инвалидности: опорно-двигательный аппарат, зрение, слух и т.д. Эти направления должны учитывать экономическую обстановку, особенности рынка, наличие предприятий и потенциальных заказчиков в каждом регионе.

2.2. Обеспечивать обучение, повышение квалификации, переобучение для лиц, приобретших инвалидность, в том числе координирование образования лиц с ОВЗ в рамках программы «Цифровая экономика».

2.3. Наладить обособленные сетевые каналы коммуникации в мессенджерах и социальных сетях между чиновниками и возможными потенциальными заказчиками из числа крупных предприятий и предпринимателями/самозанятыми с ОВЗ.

Психологический и мотивационный блок:

1. Организовать институт наставничества на уровне каждого региона: даже 5-10 наставников из числа успешных бизнесменов/сотрудников министерств экономики - хватит для того, чтобы качественно сопровождать всех начинающих региона с инвалидностью на уровне старта и первого года деятельности.

2. Широко освещать успешные кейсы самозанятых и предпринимателей с ОВЗ как наглядный пример. Ввести ежегодную федеральную премию «Бизнес без границ» с целью награждения людей, проявивших себя максимально эффективно.

3. Ввести специальную маркировку того, что товар произведён/услуга осуществлена человеком с инвалидностью. Продвигать концепцию положительности обращения выбора товара/услуги предпринимателя с ОВЗ.

Образование без границ

На всех уровнях - от детского сада до высшей школы нужно сменить парадигму «Как-нибудь, лишь бы проучились», на подход: «Удобно и приспособлено, но наравне со всеми, с самого малого возраста выбивая из кокона изоляции и самоизоляции, вталкивая в эпицентр жизни общества » .

Для изменения ситуации к лучшему необходим следующий набор мер:

1. Проблема: малый возраст - одна из самых важных стадий развития и формирования жизненных установок, в том числе отношение здоровых детей к лицам с ОВЗ.

Предложение: сделать обязательным соответствие всех новых строящихся детских домов требованиям доступной среды. Если родители преодолели страхи и желают интегрировать ребёнка в общество с самого начала, это победа и общество выиграет, если максимально посодействует на данном этапе.

2. Не нужно ломать психику людей, загоняя их в специализированные школы-интернаты, таким образом ещё больше изолируя их и акцентируя своё внимание на том, что они не как все, способствуя не социализации и реабилитации, а ещё большей изоляции от общества!

Механизм реализации :

Предоставить родителям выбор формата обучения - интернат, школа возле дома с тьютором (сопровождающий помощник) либо онлайн-обучение.

Помимо прочего , необходимы следующие меры:

2.1. Ввести понятие «Расходы на специализированное образование человека с инвалидностью»: средства, которые в обычной жизни направляются на финансирование жизненных потребностей человека, если бы инвалид обучался в интернате. По аналогии с бюджетным местом в вузе.

2.2. Средства возможно направить на оплату труда тьютора - помощника, который будет сопровождать ребёнка в школе. Таким помощником, пройдя специальное обучение, которое возможно разработать в виде онлайн курсов, может стать и безработный член семьи. При всём, тьютору не нужно платить подоходный налог, а достаточно зарегистрироваться самозанятым и использовать налоговую ставку 4%.

Если семья выберет онлайн обучение , деньги могут использоваться в помощь на приобретение оборудования ребёнку с ОВЗ и школе, откуда будут организованы трансляция и удалённое взаимодействие с аудиторией.

3. Проблема: из - за трудностей передвижения и самообслуживания, сложностей финансового характера, большинство лиц с ОВЗ не могут уехать в другой регион и тем более в столицы, где сконцентрированы мощнейшие образовательные центры страны.

Предложение: при зачислении по результатам экзаменов/олимпиад и наличии технической возможности обеспечить удалённое обучение инвалида в любом вузе страны и приравнять его к очному образованию.

Качественное образование и высокая квалификация значительно повышают вероятность нахождения не только высокооплачиваемой удалённой работы , но и переезда в другие города по результатам набранных в ходе обучения в вузе контактов и их содействии в трудоустройстве. Необходимо принятие комплекса поправок, регламентирующего инклюзивное образование.

4. Нужно совершенствовать системы квот, предоставляемых людям с инвалидностью.

В существующей системе квот работодатели выделяют для этого самые низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места. Как следствие – человек с инвалидностью не желает много учиться, ибо вероятность найти работу по специальности крайне мала; не желает работать, потому как размер зарплаты не превышает размер пенсии. Кроме того, низкоквалифицированные вакансии часто связаны с выполнением непосильного физического труда.

С учётом доступности онлайн -обучения, дистанционной и других гибких форм труда, развития современных цифровых технологий одним из решений данной проблемы является совершенствование существующей системы квот, предназначенных для людей с ОВЗ. Для этого необходимо закрепить в федеральном законе «О социальной защите инвалидов» перечень должностных позиций (вакансий), требующих обязательного наличия у соискателя с ОВЗ высшего образования (например, юристы, программисты и т.д.). Доля таких вакансий должна составлять не менее 10% от общего объема квоты для организаций со штатной численностью более 500 человек.

В ближайшей перспективе это позволит сформировать ядро активных людей с ОВЗ , готовых работать, развиваться, преодолевать «стеклянные потолки», трансформировать отношение общества к работникам с инвалидностью.

В пилотном режиме подобное изменение квот возможно апробировать в регионах с наличием городов -миллионников, в связи с высокой концентрацией в них вузов и крупных организаций.

5. Изменить подход к реабилитации и возвращению к активной жизни людей, ставших инвалидами.

5.1. Организация программ переобучения (в т.ч. дистанционного, в режиме онлайн) для тех, кто в силу приобретенной инвалидности не в состоянии выполнять трудовые обязанности по своей специальности.

5.2. Разработка и распространение по медицинским учреждениям (больницам, поликлиникам, медцентрам и т.п.) справочных материалов с конкретной информацией о том, как можно осуществлять трудовую деятельность по конкретным профессиям (юрист, бухгалтер, инженер-электромеханик, врач и другие), имея инвалидность. К разработке данных справочных материалов необходимо привлечь Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство науки и высшего образования РФ. Организовать ознакомление врачей с данными материалами с целью разъяснения информации пациенту при выписке.

Инклюзия без границ

1. Инклюзия не революционный процесс: нам нужно отобрать из числа лиц с инвалидностью наиболее мотивированных и желающих развиваться, взрастить кадры, которые явятся для общества примером возможности успеха, несмотря на физические ограничения.

1.1. Отбор наиболее талантливых необходимо начинать на уровне младших классов по результатам успеваемости, контрольных оценок, промежуточных экзаменов - выявлять их способности и направленность интересов.

Технически это можно реализовать путём создания всероссийской закрытой электронной базы по успеваемости среди людей с ОВЗ .

На следующем этапе особенно в старших классах перед поступлением в вуз в режиме он-лайн курировать самых талантливых может платформа «Россия — страна возможностей».

1.2. Сделать всероссийскую олимпиаду школьников с ограниченными возможностями либо обеспечить отдельный трек в рамках федеральной школьной олимпиады.

1.3. Наладить систему взращивания целевых кадров среди лиц с инвалидностью.

Нам необходимо разработать четырехсторонние соглашения между государством , организациями инвалидов, большими корпорациями с госучастием и университетами, чтобы госкорпорации в рамках социальной ответственности бизнеса брали под свое попечение преуспевающих в учебе с целью дальнейшего гарантированного трудоустройства по специальности.

2. Мы в России часто противоречим сами себе, когда говорим о малой активности инвалидов и не способствуем их мобильности.

В рамках воздушных перевозок необходимо разработать субсидии по аналогии с перелетами на Дальний Восток для приобретения лицам с ограниченными возможностями авиабилеты со значительными скидками . Субсидии можем привязать к поездкам по всей стране, имеющим конкретные цели: предпринимательская инициатива, командировка по работе, участие в научных конференциях.

3. С целью побуждения лиц с ОВЗ к работе и целеустремлённости, выработки их активной жизненной позиции необходимо разработать механизм «Стимулирующих инклюзивных выплат».

Представляется возможным 2 варианта подобной мотивации:

1. Предоставлять необременительную для бюджета, но в то же время способную заинтересовать прибавку к пенсионному обеспечению за те или иные достижения: трудоустройство, трудоустройство после получения высшего образования, создание своего бизнеса.

Это повлечёт за собой дополнительные затраты , однако окупится в результате того, что лицо с инвалидностью будет активным налогоплательщиком.

2. Альтернативно: существенно расширить перечень и размер возможных налоговых вычетов для людей с ОВЗ как дополнительной стимулирующей меры.

3. Расширить сферу применения электронной подписи путём идентификации с подтверждённым аккаунтом портала государственных услуг для людей с отсутствием зрения.

4. Разработать стандарты доступности электронных ресурсов, функционирующих на территории Российской Федерации, для разных форм ограничения здоровья: зрение, слух и т.д.

Стране необходима социальная система, которая не порождает иждивенцев, а способствует выработке активной жизненной позиции у людей с ОВЗ, применению их навыков и раскрытию талантов, несению ими пользы обществу.

Каким бы высоким не был размер пособий , это не сделает людей счастливыми, не вдохновит их двигаться вперёд и вносить свой посильный вклад в развитие страны. Требуется широкое поле возможностей для самореализации. Мы, как общество и государство, несомненно окажемся в выигрышном положении, если разработаем инструменты, позволяющие инвалидам конкурировать на равных, исходя из умственных способностей и независимо от ограничения физических возможностей.