Русские князья столетиями рубились на поле боя в самой гуще событий. Обычно летописи, рассказывающие об этом, используют общие фразы о храбрости, силе и военном умении князей, что оставляет читателю полагаться только на свое воображение.
Однако сохранились и более подробные описания того, как князья действовали в рукопашном бою. Одним из очень ценных источников, дающих нам подобную информацию, является Галицко-Волынская летопись, повествующая о князьях Данииле Галицком и его сыне Льве. Все они были участниками множества боев, описанных в летописи.
1. "Один крепко бился с ними"
Лев Данилович, будущий князь Волынский, с детства участвовал в сражениях. В 1255 году он был в походе против язычников ятвягов. Узнав, что их вождь Стекинт укрывается в лесной засеке (укрепление из поваленных деревьев), он самонадеянно с небольшой дружиной подошел к ней. Лесные воины, одетые в шкуры медведей и волков, вышли навстречу и атаковали. Вероятно, их было много. Летописец пишет " бывшие с ним (Львом - Авт.) всадники разбежались".
Лев спешился и дрался с ними один. Увидев, что Лев бьется один, некоторые из его людей вернулись к нему на помощь. Князь сразился с вождем ятвягов: "вонзил свое копье в щит Стекинта, так что он не смог им прикрываться, и убил ... мечом, и брата его поразил мечом". После этого он еще продолжал сражаться пешим, а конные ударом обратили язычников в бегство. Из текста мы видим, что князь действовал копьем и мечем почти одновременно.
2. “Кто медлит идти в битву, у того робкая душа”
“Кто медлит идти в битву, у того робкая душа” - Любил говорить Даниил Галицкий. В 1231 г. он вел тяжелую войну с уграми (венграми). В битве у Торчева Даниил командовал центральным полком. Летописец пишет: "Велик был его полк, ибо состоял из одних храбрецов со сверкающим оружием". В бою князь "вонзил свое копье в воина, и копье сломалось, и он обнажил свой меч. Он посмотрел туда и сюда и увидел, что стяг Василька (брата Даниила - Авт.) стоит, и тот доблестно борется и гонит угров; обнажив меч свой, пошел Даниил на помощь брату, многих он ранил, а иные от его меча погибли ... Потом он увидел брата, доблестно борющегося, с окровавленным копьем и изрубленным мечами древком копья".
В этом фрагменте интересно отметить, что в бою копье использовали как приоритетное оружие до последнего момента, не спеша менять его на меч. Даниил умело владел этим оружием. В 1227 г. в бою с вождем ятвягов Небром "Даниил, нанес Небру четыре раны и древком выбил копье из руки его".
Интересно, что при Данииле были 20 отборных воинов, которых он посылал в критические моменты сражения, для перелома хода действий. Однако самого князя, любившего драться в самой гуще не всегда могли уберечь. В 1249 г. он вместе с половцами сражался против войск князя Ростислава ( в него входили русские, поляки и венгры) " Громко копья ломались, как от грома треск был, и от обоих полков многие, пав с коней, погибли, а другие были ранены в этом жестоком копейном бою ... ". В ходе этой свалки князь Даниил был почти захвачен в плен, однако сам сумел вырваться мимоходом пронзив копьем одного из угров "так что оно, вонзившись в него, сломалось". Битва закончилась тем, что Данил победил разорвав пополам знамя венгров.