Найти тему
Прекрасное Далёко

Как быть на пленэре со зрителями, которые мешают.

Фото автора. Тяглова Н. В. Этюд " Старая ферма".
Фото автора. Тяглова Н. В. Этюд " Старая ферма".

Я начала ходить на пленэр двенадцатилетним ребенком еще во втором классе художественной школе. Мы ходили писать городские пейзажи: дворики старой Самары, деревья в городских скверах, зеленые поляны в Ботаническом саду. Тогда было проще, мы все работали группой и рядом был преподаватель, который вежливо провожала назойливых зрителей.

В художественном училище организация пленэра была другой. Мы уже сами ходили по городу, выбирали мотив и писали его в одиночку. На втором и третьем курсе мы уехали на пленэр в деревню Ширяево, где писали на берегу Волги рядом с Жигулевскими горами. Вместе проходили только общие постановки. Сельское население было неоднородное, и нам приходилось адаптироваться. Мы там не только писали, но и жили в избах местных жителей.

Фото автора. Тяглова Н. В. Этюд " Вечер в деревне". 1982 год. Один из первых моих этюдов.
Фото автора. Тяглова Н. В. Этюд " Вечер в деревне". 1982 год. Один из первых моих этюдов.

На старших курсах нам задавали делать много набросков людей. Перерисовав все домашних, пришлось делать зарисовки и наброски на вокзале, на многолюдных улицах. За пару дней таких набросков перестаешь стесняться работать прилюдно.

Иногда приходилось решать проблему не очень воспитанных и назойливых зрителей. Они не только мешали работать, но и пугали своим неадекватным поведением, особенно если были пьяными. Уже тогда я выработала определенные правила, которыми пользуюсь до сих пор.

1. Не вступаю в диалог и пререкания.

2. Продолжаю работать, не отвлекаясь на зрителей.

3. Вежливо, но твердо прошу не мешать, так как у меня мало времени, чтобы написать этот этюд. Ведь погода изменится, солнце уйдет, и весь пейзаж будет другим. Обычно, этого объяснения достаточно.

4. На предложения их нарисовать, спрашиваю: «Вы мне хотите заказать портрет? Тогда оставьте ваши координаты: телефон, адрес».

5. На вопросы о том, что они нарисуют лучше, повторяю, что не сомневаюсь в их способностях и повторяю просьбу меня не отвлекать.

6. Подчеркнутая вежливость, спокойствие, игнорирование дальнейшего диалога, как правило, срабатывает.

7. В отдаленные глухие и незнакомые места на этюды лучше ездить группой. Это всегда веселее и безопаснее.

8. Одеваться в удобную и нейтральную одежду, чтобы не привлекать своим видом лишних людей.

9. Нужно всегда предупреждать близких людей, куда и с кем вы собираетесь пойти на этюды. Этот пункт относится к любой поездке или походу.

Фото автопа. Тяглова Н. В. Этюд " Южный сад".
Фото автопа. Тяглова Н. В. Этюд " Южный сад".

Пленэры проходили очень плодотворно. Мне всегда нравилось писать этюды с натуры. Я с этюдником объездила множество мест, и везде срабатывали эти правила.

Сейчас я совершенно спокойно могу писать где угодно, даже в центре толпы. Мне это не мешает. Но чаще я планирую получить от пленэра не только этюд, но и пообщаться с природой. Насладиться ее красотой. Поэтому стараюсь писать этюды, выбирая себе комфортное место, где только я и природа.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. Дорогие читатели, если у вас возникли вопросы, с удовольствием на них отвечу.