Найти тему
Музыкальный экспресс

Игра Страсти. Jethro Tull - "A Passion Play", 1973

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

-2

В поисках материала о шестом студийном альбоме Jethro Tull, я наткнулся на статью из книги А. В. Галкина " Jethro Tull. Менестрели рок-н-ролла. История группы" (М: АОЗТ "Оникс", 1996). Поскольку, на мой взгляд, в ней дано очень хорошее описание альбома "A Passion Play", я решил ни чего не добавлять от себя, и публикую её целиком:

"22 июня 1973 года, после официальной премьеры, состоявшейся в Уэмбли, графство Миддлсекс, сопровождавшейся показом специально снятого пятнадцатиминутного фильма (режиссёром и сценаристом которого был все тот же Иэн Андерсон), вышел альбом под названием "A Passion Play", который занял тринадцатое место в Англии, а в Америке опять возглавил хит-парад. Одноименная композиция, изданная в сокращенном варианте на сингле, достигла 80-го места в Штатах.

Это был самый амбициозный проект в истории Jethro Tull. По своей форме он напоминал предыдущую пластинку, но по содержанию это была весьма необычная работа. Андерсон пошел еще дальше в развитии поэтических образов, которые просто невозможно "раскусить" с первого раза. Затейливо жонглируя словами, Иэн начинает свое повествование об умершем юноше (себе самом, очевидно), который в загробной жизни попадает в различные критические ситуации, иногда граничащие с фарсом. Порой кажется, что действие происходит в театральной пьесе или даже в телевизионной постановке, где зрителю видно всё, что происходит как на самой сцене, так и за кулисами.

Но потом текст начинает все больше и больше усложняться различными коннотациями, идиоматическими связками и парафразами. Неизвестно зачем, в середину серьезной по содержанию пьесы включен абсолютно не относящийся к делу курьезный рассказ (вернее, басня о зайце, потерявшем свои очки). Необычны и сами ассоциации с образом балерины, которая, словно распятая в грациозной позе, с капелькой крови в уголке рта, изображена на обложке альбома. К пластинке также прилагался буклет с этой же балериной, танцующей различные "па". Даже в самом фильме есть кадры, снятые замедленной съемкой, в которых прекрасная плясунья бежит по веренице мрачных коридоров, а затем бросается с разбега прямо в зеркало.

Исходя из трактовки Андерсона, в этой жизни все мы являемся танцорами, которые кружатся неизвестно для кого, а потом, утомленные, сходят со сцены. Как тут не вспомнить альбом "Pawn Hearts" группы Van Der Graaf Generator, в текстах которого высказывается мысль, что все люди, и маленькие, и великие, являются простыми пешками в чьей-то замысловатой игре. Эту же мысль подтверждал буклет, прилагавшийся к "A Passion Play", по своему содержанию не менее абсурдный, чем газета, в которую заворачивался "Thick As A Brick". Сделан он был наподобие программки вымышленного балетного театра из вымышленного города. Режиссером постановки, композиторами балета, администраторами и т. д. были, естественно, Андерсон и его коллеги с зашифрованными фамилиями, но легко узнаваемые по приведенным тут же фотографиям.

…Честно говоря, этот альбом получился значительно слабее предыдущего, каким-то сумбурным, без основной музыкальной идеи или запоминающихся мелодий. Вторая сторона оставляла более благоприятное впечатление. На ней можно было даже услышать стилизацию под звучание шотландских волынок. Но, в основном, музыка была совершенно неопределенного жанра, созданная без оглядки на любые тенденции и течения в рок-н-ролле. Только после интервью, взятого у Иэна Андерсона и 1976 году, стало ясно, в чем заключалась основная причина появления столь сырого, явно слепленного наспех материала.

"В "Thick As A Brick" и "A Passion Play", - сказал лидер Jethro Tull, - я двигался на ощупь в поисках настоящей творческой жилы, проблески которой видны на наших первых альбомах. Между этими двумя пластинками был записан двойной альбом, целиком состоящий из нового материала, но все пленки были мной сожжены, кроме одной с песней "Sole Survivor", которая появилась потом на нашем следующем диске, да и то под другим названием. Мы пытались сделать что-то отличное от "Thick As A Brick", и продолжительность звучания песен была от двух до десяти минут, но лишь четвертая часть альбома более-менее походила на совместную работу группы. Все пошло насмарку, потому что я хотел сделать нечто вроде "Thick As A Brick", только, чтобы он звучал интенсивнее и лучше. В результате мы ликвидировали все пленки и, находясь под большим эмоциональным давлением, за очень короткое время записали "A Passion Play". Этот альбом многим тогда не понравился, но я был готов идти на любой риск, чтобы удовлетворить как свои амбиции, так и амбиции своих коллег".

Однако рок-критикам было наплевать на искания музыкантов и они от всей души спустили на них собак, назвав альбом "запутанной, сбивающей с толку "бесстрастной игрой", а саму группу переименовали в Jethro Dull (последнее слово переводится как "скука"). Но горше всего Андерсону было слышать, что Jethro Tull - это не ансамбль, а лишь аккомпанирующий ему состав. Правда, в этом обвинении была доля истины. С одной стороны, Иэн мог показать свой талант в разных, так сказать, ипостасях, но, с другой стороны, вкладывая столь много усилий и творческой энергии в свои проекты, он становился слишком уязвимым для критиков.

Поэтому, когда музыкальная пресса ополчилась на его новую рок-сюиту и принята ее в штыки, Андерсон, ожесточенный злыми рецензиями на альбом, в августе 1973 года заявят, что распускает группу и отменил концерты, все билеты на которые, кстати сказать, были распроданы. Решение уйти в подполье было продиктовано, конечно, уязвленным самолюбием непонятого артиста. Недоразумение было тем более досадным, потому что сам альбом к концу года достиг первого места в американском хит-параде (кроме того, Chrysalis переиздала и июле первые четыре пластинки группы). Поостыв малость, Иэн понял, что сделал большую ошибку, и поправился - дескать, концерты были отменены из-за его болезни, а музыкантам необходим длительный отдых. На том и порешили."

-3

Иэн Андерсон – ведущий вокал, флейта, акустическая гитара, сопрано и сопранино-саксофон.

Мартин Барр – электрогитара.

Джон Эван – бэк-вокал, фортепиано, орган, синтезатор.

Джеффри Хаммонд – бас-гитара, читает текст (на треке " The Story of the Hare Who Lost His Spectacles ")

Бэримор Барлоу – барабаны, перкуссия, литавры, глокеншпиль, маримба.

Ди Палмер – оркестровые аранжировки.

-4
A Passion Play (1973) by Jethro Tull – Free Mp3 Album Download, Listen Online

Содержание альбома "A Passion Play" представлено, как некая театральная программа в нескольких актах:

Side one

1. "A Passion Play, Part I"

Act 1 – Ronnie Pilgrim’s funeral – a winter’s morning in the cemetery.

I. "Lifebeats" (instrumental)

II. "Prelude" (instrumental)

III. "The Silver Cord"

IV. "Re-Assuring Tune" (instrumental)

Act 2 – The Memory Bank – a small but comfortable theatre with a cinema-screen (the next morning).

V. "Memory Bank"

VI. "Best Friends"

VII. "Critique Oblique"

VIII. "Forest Dance 1″ (instrumental)"

Interlude – The Story of the Hare Who Lost His Spectacles.

Side two

1. "A Passion Play, Part II"

Interlude – The Story of the Hare Who Lost His Spectacles.

IX. "The Story of the Hare Who Lost His Spectacles" (Anderson, Hammond, Evan)

Act 3 – The business office of G. Oddie & Son (two days later).

X. "Forest Dance 2" (instrumental)

XI. "The Foot of Our Stairs"

XII. "Overseer Overture"

Act 4 – Magus Perdé's drawing room at midnight.

XIII. "Flight from Lucifer"

XIV. "10:08 to Paddington" (instrumental)

XV. "Magus Perdé

XVI. "Epilogue"

На мой взгляд, "A Passion Play" - очень своеобразный, безупречно сыгранный, записанный и сведённый альбом Jethro Tull.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Jethro Tull вы можете прочитать у меня здесь:

"This Was", 1968

''Stand Up'', 1969

''Benefit'', 1970

''Aqualung'', 1971

''Thick as a Brick'', 1972

''War Child'', 1974

"Minstrel in the Gallery", 1975

''Songs From The Wood'', 1977