Юрий Мамонтов
Этот случай не уходит из памяти много лет. Конец девяностых. Полк МиГ-31, где я летал и служил, перебазирован на аэродром Балхаша.
Там полигон. Предстояли ракетные стрельбы по воздушным целям. Подняли с боевого дежурства. "Свободная охота". Вывели на полигон. Выдали в эфир координаты цели, её направление полёта и скорость. Поставлена задача : уничтожение цели тремя Р-33 (эти ракеты у меня «под животом»). Мне нужно уничтожить цель в пределах полигона. А на командном пункте москвичи-проверяющие сказали всем присутствующим отойти от индикатора кругового обзора ( ИКО экрана ).
Мне нужно было рассчитать момент входа цели в координаты полигона. Только здесь разрешён пуск ракет. Я ходил галсами ( относительно цели "назад-вперёд"). Ждал входа цели. Затем развернулся в лоб цели.
И тут штурман экипажа : " Командир, впереди посторонняя цель! Стрелять нельзя!". (Если бы пуск я произвёл при посторонней цели — последствия для нас были бы непредсказуемыми).
После доклада штурмана цель исчезла и я выполнил пуск трёх Р-33. Развернулся на 180 градусов с максимальным креном, посмотрел, и доложил : " Я её завалил! ".
Рассказывали, что на командном пункте были аплодисменты и крики восторга. В тот день из полка в дежурку посадили два экипажа. Я вообще не должен был ни дежурить , ни стрелять на полигоне. Только перегон самолёта. В итоге до полудня мы просидели в высотных костюмах. Потом : " Воздух!!"
Помимо меня для подстраховки подняли и второй экипаж. Второй МиГ-31 поставили вдали от полигона, если бы я пуск по цели не произвёл, меня вывели бы с полигона и атаку отдали этому МиГ-31. МиГ-31 был вне полигона.
На директрисе стрельбы его не было. Мой прицел его видеть не мог. И исчезнуть цель быстро не могла. На земле проверяющий из Москвы в классе разбора при лётчиках полка задал вопрос : " Почему Вы стреляли без разрешения?"
Я ответил : " Я сначала стреляю , а потом думаю!" В классе хохот.
Но мне действительно сказали в эфир : " При обнаружении цели — цель уничтожить!!" Если бы я доложил, был бы выполнен маневр цели для срыва атаки, а уничтожение цели вторым перехватчиком встал бы под вопросом. Так какая другая цель была несколько мгновений на пути моих ракет к цели ?