Часто пишут, что образование в России основано на Советской модели. Советский союз распался в 1991, так что волноваться нечего, думаем мы. В СССР хорошо учили, а сейчас то выпустили новый ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), так что государство работает, делает образование современным.
Но задумываемся ли мы, а откуда СССР взяло свою образовательную модель? СССР образовался в 1917 году, но до него уже существовали модели образования на территории России и тем более в Европе.
До Петра дети учились при монастырях духовным наукам. А так же у своих отцов и мастеров - подмастерьями.
С Петра I: в 1701 году Петр основал Навигационные школы - там было 3 класса, детей учили математике и навигации, били палками (1).
При Елизавете (дочери Петра I): в 1744 году - создали больше начальных школ и их дополнили Гимназиями, в которых давали среднее образование (2). Образование велось стихийно, без системы. Многие родители не хотели отдавать детей в школу, потому что образование там не давало практических навыков.
Первые стандарты образования появились при Екатерине II в 1782 году (2). Ввели классно-урочную систему, предметы и время урока.
Но если мы оглянемся на Пруссию, то в 1763 году там ввели Школьный регулятив, который по своей сути является тем, что ввела Екатерина II в России и более того, многие пункты из него относятся и к школам в 2021 году.
всеобщее школьное образование : с 5 до 13/14 лет
ежедневное посещение школы : школа должна длиться по рабочим дням утром с 8 до 11 и после обеда, за исключением среды и субботы
плата за учёбу и з/п учителей: за учёбу надо платить, причём зимой больше, чем летом. Старшие классы платят больше, чем младшие
требования к учителям: умные люди, не дебоширы, пример ученикам
учебный материал (чему учить) : алфавит, диктовка слов по буквам, чтение, заучивание наизусть
введение единых учебников : всё множество местных учебников, которые отличались даже от деревни к деревне, должны быть заменены одобренными Оберконсисторией едиными учебниками
В статьях упоминают, что школьное образование в России складывалось под влиянием немецких коллег. Но думаю посмотрев положения Прусского школьного регулятива 1763 года, можно сказать, что это было не просто влияние, а почти полное копирование.
Что же было с образованием в России после 1763 года: в 1802 Александр I сделал систему бесплатной, потом особо ничего не менялось, но в 1827 году крепостным крестьянам запретили ходить в гимназии, в 1864 году появились Земские школы.
В Земских школах до 1900 года, учились дети обоих полов, любых сословий (уже отменили крепостное право), изучали чтение, письмо и арифметику, дети учились в возрасте 8-12 лет.
С 1900 года земские школы начали расширять чтобы всеобщее обучение начало занимать 5-15 лет. Ну а дальше случился СССР и та система образования в которой мы учимся до сих пор.
Теперь вас думаю уже не удивляет почему же система образования в СССР, один в один напоминает Прусскую модель образования после Гумбольдовской реформы образования 1812 года. Или почему системы образования во всей Европе, США и России сейчас так удивительно похожи:
9-12 лет обучения
учебные планы
урок 45-60 минут
учитель вещает, ученики слушают
экзамены и аттестации
наличие степеней образования
А теперь главный вопрос. Почему мы решили что система придуманная кем-то в 1763 году, может быть эффективной 2021?
[Почему классы с детьми разного возраста эффективнее]
Хотите больше контента про образование, подписывайтесь на мой инстаграм :)