К. Паустовский писал: «Дома долговечнее людей и делаются свидетелями нескольких человеческих поколений».
Когда в Санкт-Петербурге мы любуемся прекрасными зданиями, то очень часто нам вначале рассказывают об архитекторах, их создавших, об особенностях архитектурных стилей и только потом о тех, кто там жил. Нам кажется, что в этих великолепных дворцах и особняках хозяевам жилось непременно счастливо, но в их жизни была и любовь, и страсть, и страдание.
Аничков дворец на углу Невского и Фонтанки знаком всем ленинградцам и петербуржцам. Кто-то там занимался в кружках, кто-то ходил на замечательные новогодние праздники. И тогда мы совсем не задумывались о тех, кто ранее в нём жил, а его стены помнят многих представителей высшей власти. Пожалуй, наиболее интересна судьба последней хозяйки – императрицы Марии Фёдоровны. Будучи любимой невестой одного наследника престола, она стала прекрасной женой для другого!
Александр III писал: «Такую жену, как я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым». Они были счастливы 28 лет!
Потом она переживёт мужа, сыновей и закончит свои дни в стране детства и юности – Дании, а в завещании попросит похоронить себя в России. Завещание было выполнено в 21 веке, сейчас Мария Фёдоровна вместе со своим любимым «Сашенькой» в Петропавловском соборе!
На другой стороне реки Фонтанки расположен дворец, обычно называемый сейчас Белосельских-Белозерских, а в конце 19-го века официально именуемый Сергиевским. Там прошли лучшие дни в жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, жены Великого князя Сергея Александровича.
Недоброжелатели говорили много разного о личной жизни Сергея и Елизаветы, но они искренне любили друг друга, просто не демонстрировали это напоказ! Душевная близость укрепилась после принятия православия Елизаветой Фёдоровной. Только тогда она поняла, как до этого невольно заставляла страдать «моего родного, моего любимого мужа!», как она писала отцу.
Несчастья не обошли и эту семью, но они произошли уже после того, как супруги покинули Санкт-Петербург.
Вдоль Фонтанки было немало особняков аристократии, которые сейчас стали музеями. В один из них – музей Фаберже – стремятся попасть многие гости города. А когда-то в дом на Фонтанке спешил на встречи со своей возлюбленной император Александр I. Мария Антоновна, прекрасная полячка, как писали в 19-ом веке, приехала с семьёй в Россию после трагической смерти своего отца. Князь Святополк-Четвертинский погиб потому, что выступал за сближение Речи Посполитой с Россией. Императрица Екатерина II способствовала браку юной Марии с одним из богатейших вельмож своего времени – Дмитрием Львовичем Нарышкиным.
Возможно, её портреты не передают той красоты, которую видели современники, а когда-то они писали, что красота Нарышкиной «до того совершенна, что кажется невозможною, неестественною». Неудивительно, что Мария Антоновна покорила сердце юного императора, и их роман длился около 15 лет! А что же муж фаворитки, царский обер-егермейстер? Конечно, он знал то, что знал весь Петербург, но предпочитал ничего не замечать! Неслучайно в известном пасквиле, посланном Пушкину, этот вельможа был назван Великим магистром Ордена рогоносцев! Связь императора с красавицей всё же закончилась, но прежде всего по глубоким духовным причинам.
Символично, что здесь же на Фонтанке находится и другой музей – Музей музыки. Именно там прозвучал финальный аккорд прекрасной и удивительной истории любви крепостной певицы и её господина. Речь идёт о браке Прасковьи Ивановны, сценический псевдоним Жемчугова, и графа Николая Дмитриевича Шереметева.
Талант, необыкновенный певческий дар молоденькой Параши, вскружил голову наследнику огромных богатств, и 20 лет они были очень близки, хотя и не связаны узами брака. Позже он решился на брак. Была придумана родословная «от польских шляхтичей Ковалевских», но главное – они обвенчались! Их роман начинался не в нашем городе, но в доме на Фонтанке Прасковья Ивановна провела последние годы жизни. Здесь, незадолго до смерти исполнилась её мечта – она подарила своему мужу сына Дмитрия. Впоследствии граф Николай Петрович писал сыну: «Долгое время наблюдал свойства и качества ее: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки».
Мы совсем немного «прогулялись» вдоль реки Фонтанки и лишь прикоснулись к личной жизни хозяев замечательных памятников архитектуры. Вы можете заказать экскурсию «Романы, рождённые Петербургом», и тогда вам откроются и другие любовные тайны аристократических особняков и дворцов.
Автор статьи — Елена Олеговна Гончарук
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки» , чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.