Найти тему
Про Обувь

Кто изобрёл туфли на танкетке?

В продолжение предыдущей статьи Кто привёл туфли на платформе в мир моды? хочу рассказать ещё об одном изобретении гениального дизайнера - Сальваторе Феррагамо - которое предшествовало платформе.

Многие фасоны обуви существовали веками. Радикальное изменение обуви в процессе её создания говорит только о том, что даже самый необычный фасон может оказаться намного старше, чем мы предполагали, за исключением танкетки, которая была создана в 1936 году итальянским дизайнером Сальваторе Феррагамо и является прототипом туфель на платформе. Феррагамо заполнил пространство между подошвой и каблуком, как бы продолжив его под стопой. Благодаря использованию дерева обувь получилась прочной и дешёвой. Первая модель состояла из двух деревянных частей и образовывала F-образный изгиб под пяткой. Впоследствии использование пробки сделало обувь очень лёгкой. Модная пресса способствовала продвижению товара на рынке. В 1938 году журнал Harper's Bazaar написал "Итальянские женщины буквально сходят с ума по ним".

Запатентованный эскиз танкетки - "обувь с пяткой, приподнятой без помощи каблука", Сальваторе Феррагамо, декабрь 1937 г.
Запатентованный эскиз танкетки - "обувь с пяткой, приподнятой без помощи каблука", Сальваторе Феррагамо, декабрь 1937 г.

Качество обуви оправдало себя с началом Второй мировой войны и введением системы нормирования. В моду вошли замшевые танкетки - они выигрышно смотрелись в сочетании и с повседневной одеждой, и с вечерней. К тому же при их производстве не требовалась кожа высокого качества (замшу получали путем полировки или зачистки песком дефектов кожи). Военное положение вдохновило на использование кожи экзотических животных - змей, ящериц крокодилов и аллигаторов: её импортировали в США из Южной Америки и она не имела никакой ценности для военных нужд. В США, где ткань достать было легче, поверхность танкетки оборачивали льном или рафией, как эспадрильи.

Кроссовка на танкетке от Wanted, 2013 г.
Кроссовка на танкетке от Wanted, 2013 г.

Во время войны большинство людей пересели на общественный транспорт или ходили пешком, так как частные автомобили были кооптированы в пользу военных нужд или стоили слишком дорого, поэтому популярность прочных и устойчивых танкеток возросла. В 1939 году Феррагамо создал для Джуди Гарланд модель с двухцветной танкеткой, что мгновенно вызвало бум среди модниц. Благодаря фотографиям Мэрилин Монро у бассейна в бикини и босоножнах на танкетке фасон превратился в один из ключевых элементов гардероба 1950-х годов. Несмотря на то что идея была устаревшая, американская компания С.О. Christy запатентовала собственный дизайн в 1952 году.

Босоножки на танкетке. Уличный стиль. Берлин, 2014 г.
Босоножки на танкетке. Уличный стиль. Берлин, 2014 г.

Очередные пики популярности танкеток пришлись на 1970-е и 2010-е годы. Производители спортивной одежды безуспешно пытались запустить собственные версии танкеток в 1990-е годы. Но именно французскому дизайнеру Изабель Маран (Isabelle Marant) удалось возродить стиль. В своей весенне-летней коллекции 2012 года она представила кроссовки Nike Air Force 1 на танкетке, которые мгновенно начали копировать другие компании, сочетая её с любым типом обуви. "Это то, чем я занамалась в юности - вырезала из пробки кусочки и вставляла их в кроссовки: мне хотелось казаться выше, – рассказывала дизайнер. - Кроссовки очень удобные, но не совсем изящные. С небольшим каблуком вы чувствуете себя по-другому - у вас появляются ноги.

Читайте также ПРО других обувных кутюрье:

Ян Янсен, Маноло Бланик, Кристиал Лубутен, Шарль Журдан, Patrick Cox, Walter Steiger, Roger Vivier, Вивьен Вествуд, Сальваторе Феррагамо