Максим Дёмин, художник, реставратор, выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, участник международных художественных выставок, призёр международного конкурса абстрактной живописи Russian Art Week. Максим участвовал в выставке "Один на один" в галерее "Солнцево" с работой №1 из серии “Lìgnūm”.
Какова история создания серии «Lignum »? Что это за дощечки?
Я отдыхал осенью на даче. Я очень люблю это время года. В Москве осень не так хорошо ощущается, как за городом. В то время я делал какие-то эскизы, обдумывал новые проекты, искал материалы для создания работ. Я всегда стремился к тому, чтобы материал максимально отражал дух времени, я всегда искал старые предметы и старался с ними работать. У отца в поленнице лежали старые доски от какого-то старого то ли сарая, то ли забора. По колориту, по цвету они мне напомнили купола храмов на русском севере. Меня это очень зацепило. Я взял эти доски и начал с ними что-то делать, сам ещё не понимая, что хочу сделать. Меня зацепил именно их внешний вид, эта текстура, грязно-серый цвет. Они были сырые. Я их просушил, даже не стал все эти гвозди вынимать, потому что они максимально добавляли антуража. И я начал с ними экспериментировать. Сначала я их по-разному комбинировал, пытаясь выстроить рисунок. Ничего не выходило. А потом я решил смастерить прообраз иконы. Иконы обычно состоят из нескольких досок. Я взял 4 доски, соединил между собой - мне понравилось что получилось. Но хотелось добавить что-то ещё. И тут я прибег к тому, что уже делал ранее, только решил использовать не краски и холсты, а материал, который был под рукой. Это были гвозди. Поскольку Спаситель был распят, и мне показалось, что было бы интересно использовать только этот материал - гвозди и дерево. Дерево как олицетворение креста и отсылка к древнерусскому искусству, использование древесины как основы для написания икон, и гвозди - как орудие страстей. Так и получилась первая работа. Когда я сделал вторую работу, придумал название этой серии.
О первой работе из серии «Lignum»
Это первая работа из серии, которая сейчас насчитывает только 5 работ. Но я планирую продолжение. В какой-то момент после создания пятой работы, вновь вернувшись к первой, мне показалось, что она недостаточно хороша. Даже в какой-то момент мне не хватало материала для создания новой работы, и я частично разобрал эту, чтобы создать новую. Но эта работа была уже опубликована в соцсетях, я уже продемонстрировал её публике. Мне написал куратор выставки «Один на один» Денис Денисов, и сказал, что хочет увидеть именно эту работу в экспозиции и никакую другую. Тогда я её перевоссоздал. Это первая работа из серии, которая участвует в выставке.
В слайдере можно увидеть остальные работы из серии
В чём замысел?
Я старался минимизировать визуальный ряд, чтобы усилить эффект от глубины образа. Исконно живопись основывалась на религиозной эстетике. Многие современные художники отходят от этого, и наоборот, пытаются показать своё негативное отношение к религии, и тем самым показать своё бесстрашие, что они могут исковеркать реальность, истину. Иногда люди забывают о том, что художники всегда шли нога об ногу с религией. Нужно не отходить от этого, а возобновлять и переосмыслять. В первую очередь я пытаюсь рассказать о видении современного человека, как он видит древний образ. А религиозный подтекст и мои личные переживания - это вторая сторона, которая останется под завесой.
Если человек увидел и понял, он увидел и понял. Не нужно ничего объяснять. Это такое искусство ощущений, тонкая грань. Если зритель увидел картину и понял её, значит художник и зритель сонастроены. Эта работа и моё искусство о том, что если зритель увидел и прочувствал, то уже можно говорить о том, что работа удалась. Именно поэтому выбраны такие старые деревяшки с фактурой, гвозди, красный цвет. Красный цвет он всегда добавляет иллюзию тревожности. С другой стороны, здесь присутствует некая простота в плане использования материалов. И совмещение этих двух граней даёт центр восприятия произведения, здесь не нужно писать какие-то дополнительные тексты, трактаты. Человек просто должен прийти, увидеть, почувствовать и пойти дальше с этими чувствами.
Что вы чувствовали, когда делали эту работу?
Это произвольное от предыдущей серии работ, некая трансформация идеи из одной серии в другую. Здесь минимум выразительных средств, но максимум эмоционального и визуального напряжения. Это такая сила, о которой сложно рассуждать, это что-то из глубины подсознания. С точностью я могу сказать про визуальный ряд, чем я пытался насытить свою работу, а внутренние переживания так и останутся внутренними переживаниями. Часть их я смог выразить, часть нет, и буду продолжать в других работах.
Я не любитель говорить о том, что делаю. Если зритель не увидел то, что я хотел сказать, значит, не увидел. То, что я хотел сказать в этой работе, я сказал, кто-то может это правильно понять, кто-то может понять, исказив реальность. В любом случае, если какая-то часть человека воодушевилась, приняла тот факт, что эта работа несёт в себе какую-то энергетическую нагрузку, то мне кажется, я сделал то, что хотел. Но вопросы они не приведут к ответу, потому что я сам иногда не знаю, что я делаю. Я считаю, что часть работ, которые я делаю, делаю не я, это не моя воля. Поэтому я не люблю разглагольствовать, это момент несколько интимный, некое моё откровение.
О чём для вас символ, изображённый на этой работе?
Ничего в этом мире не получается просто так. Не я один, многие художники проходили этап, после которого у тебя происходит толчок. В голове что-то переключается, и ты понимаешь, что всё, что ты делал до этого, никуда не годится. Но, к сожалению, эти этапы зачастую очень тяжёлые. И иногда приходится преодолевать серьёзные трудности, очень сильные эмоции, переживания, страдания. Но после преодоления появляется что-то хорошее, светлое. Эта работа и про это тоже. Эти страдания всё равно символизируют свет. Для меня это не грустный сюжет, для меня это радостный сюжет. Библейский сюжет о том, что Христос победил смерть, и после этого люди смогли наследовать Царствие Божие, вечную жизнь.
Вы верите?
Я считаю себя верующим человеком. Мне кажется, это глупо - не верить. В той или иной степени любой человек - верующий, только каждый верит во что-то своё.
Где истоки вашего творчества?
Очень многое у людей идёт из детства. Детское восприятие ярких впечатлений или событий очень сильно отражается в дальнейшем. А художник - это человек, который пытается сохранить в себе детство всю жизнь.
Познакомиться с творчеством Максима Дёмина поближе можно на его страницах в соцсетях Вконтакте и Инстаграм