Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Прославивший Беларусь — 10 боевых лет воина-интернационалиста вертолетчика Игоря Родобольского

Будущий Герой России и прославленный летчик родился 18 марта 1960 года в Гродно в семье врачей Олега и Галины Родобольских. Впоследствии они переехала в Новополоцк Витебской области. Здесь будущий герой учился в обыкновенной средней школе №6, одновременно посещая занятия в летной секции Витебского ДОСААФ.

К моменту получения аттестата об окончании школы он уже сделал выбор относительно своего будущего — решил стать военным летчиком. Вот как это было (из личных воспоминаний Игоря Родобольского): «Обучаясь в летной секции ДОСААФ, мы пару месяцев зубрили теорию, потом началась практика. Летали, ясное дело, с инструкторами. В первый раз поднялся на высоту птичьего полета и… пропал! Влюбился в небо. Навсегда».

Оба деда Игоря Родобольского прошли фронтами Великой Отечественной войны. По линии мамы Фёдор Васильевич Полесов, будучи артиллеристом участвовал в штурме Берлина, был ранен на подступах к рейхстагу. Второй же, Станислав Иосифович Родобольский, воевал в кавалерии. Поэтому и выбрал юный Игорь, вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы сын пошел по их стопам, профессию военного. А именно вертолетчика.

В 1978 году Игорь Родобольский поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, так началась его служба в Вооруженных Силах СССР. Училище он закончил с отличием в 1982 году, тогда же и женился. После окончания летного училища лейтенантом служил в авиационных вертолетных частях Южной группы войск, находившейся на территории Венгрии. Был штурманом экипажа, через полгода стал командиром экипажа вертолета Ми-8. Его сослуживцы в один голос говорили, что Игорь отличался чрезвычайной усидчивостью, он мог буквально часами анализировать сложные полетные задачи, консультироваться с более опытными сослуживцами, разбираться в чертежах и инженерных руководствах вертолета Ми-8. Все это было необходимо, чтобы во время выполнения учебных полетов пользоваться ранее найденными решениями и советами. Весь заложенный в мирное время службы фундамент потом помогал Игорю Родобольскому во всех военных конфликтах, в которых ему пришлось принять участие по долгу службы. Боевых вылетов на его долю выпало немало, на войне наш земляк провел практически 10(!) лет.

В 1985 году Игоря Родобольского сначала перевели в Нерчинск (Забайкальский военный округ), а затем в Узбекистан, где подготавливали экипажи вертолетов для последующей отправки в Афганистан. Туда молодой пилот попал в 1986 году.

-2

Афганская война и три советских ордена

И вот первая командировка в Афганистан (1986-1987 годы), место базирования — аэродром Кундуз. О первых днях и впечатлениях впоследствии Родобольский рассказывал так: «Вроде бы полагалось бояться, все-таки летишь на войну. Но я даже не успел испугаться. Разместили в модулях, а на следующий день — полеты. В первый раз сопровождал инструктор, прослуживший в тех краях не менее полугода, чтобы хоть чуток привязать к местности, помочь преодолеть психологический барьер. А дальше — все, самостоятельная работа. Поначалу я прислушивался к любому постороннему звуку, присматривался ко всему, что на земле происходит: вроде не стреляют, потом стреляют, но не попадают, затем уже и попадают, однако по броне... Постепенно адаптировался. Задачи ставились разные: и штурмовые, и бомбовые, но гораздо чаще — спасательные. Это было самым главным. В подобных ситуациях о себе не думаешь».

Летал Игорь Родобольский на Ми-8, именно эти многоцелевые транспортно-боевые вертолеты в Афганистане стали настоящей легендой. И во многом «вертушки» сделали легендарными именно такие летчики, как Родобольский. В Афганистане молодой летчик успел совершить немало боевых вылетов, большая их часть проходила в сложных метеорологических условиях, часто под ураганным огнем с земли. Именно здесь, в боевой обстановке, Родобольскому пригодилось доскональное знание вертолета. В его «вертушку» душманы попадали из автоматов, пулеметов и даже переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), но он всегда возвращал машину на базу, часто с пробитым топливным баком, простреленным корпусом, с оторванными частями лопастей. В Афганистане его Ми-8 эвакуировал раненых, доставлял боеприпасы, забирал десантные группы.

-3

После годичного перерыва у капитана Родобольского состоялась вторая командировка в огненное небо Афганистана (1988-1989 годы), отправлялся же он на Родину в числе последних экипажей. И снова непрерывная боевая работа. Надо сказать, что спасало Родобольского, а значит и тех, кого он эвакуировал из самого пекла, его мастерство и то, что летал он часто вопреки всем законам гравитации. Отличное знание возможностей Ми-8 позволяло ему делать на вертолете то, что казалось невозможным. Несколько примеров, о которых сам он и рассказывал: «Помню, как-то летел по узкому ущелью. Спереди открыли плотную пулеметную стрельбу. Вдруг вижу: «Стингер». А пространство для маневра предельно ограничено, в сторону не вильнешь — там скалы, вниз тоже не спустишься — из ДШК порубят. Требовалось неординарное решение. Выполнил «петлю», хотя упражнение не для вертолетов». Или этот: «Представьте ситуацию: вершина горы, идет бой, и я должен эвакуировать наших солдат и офицеров. Если я буду заходить на посадку сверху — меня, скорее всего, собьют. А если снизу — враги меня не увидят. Я заберу ребят и уйду незаметно».

Были в его боевой афганской биографии и такие эпизоды. Как-то забирал Родобольский группу десантников прямо с выступа скалы, куда они ушли от преследования «духов». Его Ми-8 двумя колесами опирался на найденную им площадку, а третье... висело в воздухе. И десантники, эти отчаянные бойцы, прошедшие не одно боевое столкновение с бандформированиями, не сразу решились сесть в кабину его вертолета. В другой раз, уходя из-под крайне плотного, ураганного огня, когда мысленно все готовились к самому худшему, приказал бойцам снять бронежилеты и развесить их вдоль бортов вертолета. После посадки на аэродроме обнаружили множество пробоин, но людей Родобольский доставил живыми!

Двумя орденами Красной Звезды и орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени был отмечен белорус Игорь Олегович Родобольский за проявленные мужество и доблесть!

Полковник и Герой Росиии

Игорь Родобольский прошел и две чеченские войны, еще не раз проявляя мужество и героизм. Однажды, будучи раненым в руку, а на вертолете была повреждена приборная панель и одна из лопастей несущего винта, Родобольский все же смог удержать управление машиной. Непрерывно маневрируя, он ушел из зоны огня чеченских боевиков, благополучно доставив на аэродром группу солдат и командиров.

Удостоен российских наград:

- трех орденов Мужества,

- ордена «За военные заслуги»,

- в 2003 году стал Героем России.

После выхода в запас полковник Игорь Родобольский руководит Свердловским региональным Центром патриотического воспитания.

-4

Наш земляк, уроженец Гродненщины, занесен в Книгу рекордов Вооруженных Сил Российской Федерации как офицер, удостоенный наибольшего количества наград.

Сам же Родобольский с благодарностью говорит о любимом Ми-8 и его создателях: «Всю жизнь пролетал на Ми-8, на разных его модификациях. В Афганистане, Чечне, Камбодже, Вьетнаме — везде говорил: «Лучший вертолет в мире! Искренне так считаю. Ми-восьмой ни разу меня не подвел».

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников