Другие статьи из серии "Война за ассирийское наследство":
Битва, изменившая историю Средиземноморья
«…Каркемиш был осажден и взят штурмом в 605 г. вавилонскими войсками под командой царевича Навуходоносора; египтяне были опрокинуты, и вавилоняне без особого труда овладели Сирией и Палестиной. На этом с остатками Ассирийской державы было покончено…» И.М. Дьяконов. После поражения под Каркемишем (Подробнее об этой битве ЗДЕСЬ: Битва, изменившая историю Средиземноморья ) египтяне вынуждены были оставить Восточное Средиземноморье вавилонянам и отступить до Эль-Ариша. Их экспансия была на время приостановлена, а могущество Египта в восточном Средиземноморье оказалось ослабленным навсегда. Приморские государства не представляли никакого препятствия для армии Навуходоносора. Они были ошеломлены стремительным и беспощадным уничтожением египетской армии, еще несколько дней назад бывшей главной военной силой Заречья. Их цари с готовностью соглашались на выплату дани и везли вавилонскому «принцу» дары и заложников. Вавилонская армия могла не беспокоиться за свои тылы и наступать на лишившийся большей части своей армии Египет.
Но в развитие событий вмешалась сама неумолимая смерть, 15 августа 605 г. до н. э. в своем вавилонском дворце скончался великий политик и полководец Набопаласар. «…Халдейские вельможи, завладевшие царским дворцом, сразу же с помощью огненного телеграфа дали знать об этом Навуходоносору в Заречье…» В. А. Белявский . Наследник престола немедленно бросил все свои дела и отправился в Вавилон, а «оставшимся на хозяйстве» военачальникам приказал немедленно прекратить боевые действия, и вместе с главными силами войска ускоренным маршем двигаться обратно в метрополию. Это спасло Египет от полного поражения, а фараона Нехо от вполне возможной смерти, но на фоне внутривавилонской политической борьбы такие «мелочи» уже никого не интересовали.
Навуходоносор, сопровождаемый небольшой охраной и ближайшими сподвижниками, «рванул» в Вавилон напрямик через Аравийскую пустыню. Начинающего монарха не остановила даже опасность встречи с далеко не мирными бедуинами. Впрочем, с арабами у властителей Вавилона были налажены традиционно хорошие взаимоотношения. Да и сопровождающий Навуходоносора кавалерийский отряд едва ли был таким уж маленьким. Риск и спешка были вполне оправданы, на кону стояла царская корона Вавилона, а значит и всей Вавилонии. В столичном городе вовсю разгорелся спор между сторонниками Навуходоносора, в большинстве своем халдейскими аристократами и военными, и вавилонскими олигархами вкупе со жречеством. Когда весной 627 г. до н.э. власть Ассирии над Вавилонией «дала трещину», руководство Вавилоном перешла к местному совету, состоящему из «лучших людей города».
Она оставалась в руках вавилонской знати до второй половины ноября 626 г. до н. э., когда «скрепя сердце», под давлением обстоятельств, вавилонские «верхи» согласились признать царем Набопаласара (Подробнее ЗДЕСЬ: Война за Вавилонию, «первый тайм»). Теперь же, после его смерти, вавилонская «элита» была не прочь все «переиграть» и снова взять власть в свои руки, оставив Навуходоносора всего лишь полководцем, да и то, скорее всего, ненадолго. И тут интересы вавилонских аристократов столкнулись с желаниями халдейских царедворцев, при Набопаласаре халдеи были его приближенными и главной опорой. Разумеется, халдейским князьям и дальше хотелось быть «у руля», поэтому они жаждали, чтобы на трон снова взошел царь, причем он должен был быть только халдеем. Навуходоносор как нельзя лучше соответствовал их чаяниям.
«Принц» Навуходоносор прибыл в Вавилон вовремя, борьба политических «партий» не успела перейти в «горячую фазу» и никто ничего непоправимого совершить не успел. Прибытие наследника Набопаласара, который к тому же прославился как полководец своей недавней победой под Каркемишем, подействовало отрезвляюще на вавилонских аристократов. А когда стало известно, что вслед за Навуходоносором двигается преданная ему армия, желание устраивать перевороты у них и вовсе пропало. Через двадцать три дня после смерти Набопаласара 7 сентября 605 г. до н.э. его старший сын – Навуходоносор стал царем Вавилонии. Новый царь Вавилонии, видимо, ощущал себя на престоле столь уверенно что, не опасаясь заговора или иного покушения на свою власть, вскоре, осенью 605 года до н. э., опять отправился воевать в Заречье. Обратно в Вавилон он вернется только в феврале 604 г. до н. э., за время его отсутствия никаких попыток переворота не последовало.
Оставим на некоторое время Навуходоносора и Вавилонию в покое и немного сменим тему. Меня «зацепила» фраза «…Халдейские вельможи, завладевшие царским дворцом, сразу же с помощью огненного телеграфа дали знать об этом Навуходоносору в Заречье…» Стало интересно, что за «огненный телеграф» использовали в древности. Понятно, что это система сигналов подаваемых с помощью огня, но как именно с его помощью передали конкретную информацию о смерти царя, да еще на приличное расстояние. Информация про вавилонский «телеграф» затерялась в пучине времени, зато прекрасно сохранились аналогичные знания о греческом способе «дальней связи». А так как имея одинаковые возможности люди, как правило, находят похожие решения проблемы, то и вавилонский (ассирийский) «огненный телеграф», скорее всего, был одой из разновидностей греческого.
Полибий – живший во II в. до н.э. древнегреческий историк, политик и военачальник в своем труде «Всеобщая история» подробно изложил принцип действия «факельного телеграфа», изобретённого, по его мнению, александрийскими инженерами Демоклетом и Клеоксеном. Линия факельного телеграфа состояла из растянувшейся на многие километры цепи постов, на каждом из которых находилось по две стены с зубцами, между зубцами каждой стены было пять промежутков. Расстояние между этими постами не должно было превышать километра, чтобы человеческий глаз мог чётко различать количество выставленных в промежутки факелов.
24 буквы греческого алфавита разделили на пять таблиц, одинаковых для каждого поста, причем каждая буква занимала свое, строго определенное место. Количество факелов показанных в промежутки левой стены означали номер используемой таблицы, а количество факелов правой стены указывало номер буквы в таблице. Освоить принципы работы такого телеграфа было несложно, а передавать можно было целые предложения. Не очень быстро, несколько хлопотно, но, при определенном навыке, система работала. В более поздние времена похожим образом будут работать станции гелиографа, телеграф Гука, семафор братьев Шапп и другие виды оптических телеграфов. Нужно добавить то «телеграф Полибия» был уже достаточно сложной системой. Если же речь шла о передаче заранее оговоренных сообщений, достаточно было просто изобразить ту или иную комбинацию огней. В самом простом варианте это была просто цепочка «сторожевых» костров, сообщавших, как правило, о появлении неприятеля. На этом "лирическое отступление" закончено, давайте снова вернемся в Вавилонию конца VII в. до н.э.
Навуходоносор немного отдохнул от тягот войны и вместе со всей Вавилонией отпраздновал Новый год, который Вавилон, как и Ассирия, отмечал во время весеннего равноденствия, примерно наш апрель. Наверное, тогда же он договорился со скифами, часть которых в надежде на легкую добычу, пожелала отправиться вместе с ним в Заречье. Навуходоносор, войско которого имело весьма немногочисленную и не слишком хорошо обученную конницу, был очень рад таким союзникам. Тем более, что воевать предстояло в местах, которые являлись частью Нововавилонского царства чисто номинально, и грабеж местного населения скифами никак интересов самого царя не затрагивал. Он и сам собирался улучшать свое благосостояние всеми способами, за счет побежденных, конечно. А как следует припугнуть местных властителей, уже начавших приходить в себя после шока вызванного разгромом египтян у Каркемиша, нужно было позарез. А то правители Восточного Средиземноморья уже привыкли к не слишком навязчивой «опеке» со стороны Египта, и надевать на шею ярмо, удивительно похожее на ассирийское, совсем не стремились.
Как только в июне 604 г. до н. э. вавилонская армия с союзниками прибыла в Заречье, сразу же начались «мелкие проблемы». Филистимский город Аскалон (сейчас Ашкелон) осмелился оказать сопротивление вторгшимся в его земли грабителям и поднял оружие против вавилонян. Город Аскалон был совсем непрост, через него шла сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле - Дороги специй. Этот торговый путь связывал Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Значение этой «торговой магистрали» для экономики было столь велико, что правители Египта - царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, для того, чтобы облегчить этот торговый путь и «слегка подправить» его нужным себе образом, пытались прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным. Город Аскалон был «морскими воротами» Дороги специй на Средиземном море так, что город был богатый и мог заставить себя уважать.
Нервозности в общение ашкелонского царя Адона с Навуходоносором добавило присутствие в вавилонском войске степных воителей. Сравнительно недавно, около 620 г. до н. э. скифы уже изрядно «пощипали» торговый полис, и снова общаться с ними у горожан никакого желания не было. Поэтому стали, как могли, готовиться к обороне и послали гонцов к фараону Нехо II с просьбой о помощи. Но египтяне пока еще не забыли Каркемиш, да и скифский набег времен фараона Псамметиха I помнили прекрасно (Подробнее ЗДЕСЬ: Скифы спасают Империю) так, что испытывать судьбу не захотели. После «долгой и героической обороны» в декабре 604 года до н. э. вавилоняне и скифы захватили Аскалон. Далее все по известному сценарию - город был разграблен и разрушен до основания, граждане Аскалона отправились в вавилонский плен. Царь Адон и его приближенные тоже отправились в цепях в Вавилон, дальнейшая их судьба неизвестна. Расправа «в лучших традициях» ассирийской империи. Отсутствовали только красивые рельефы с изображением расправы над побежденными и подробные описания казней, высеченные около них.
Нововавилонское царство предпочитало «деловой стиль», кого надо задавили по-тихому и все, «ничего личного – только бизнес». Скифам приписывают разграбление аскалонского храма богини Иштар - Астарты. Кто осквернил и уничтожил святилище сирийской богини Атаргатис, центром поклонения которой был Аскалон, «летописи» не упоминают. Филистимляне так никогда и не вернулись из вавилонского плена. Разрушенный «до фундаментов» Аскалон семьдесят пять лет простоял в руинах, прежде чем в 525 г. до н. э. по приказу персидского царя Камбиса сюда не были переселены финикийцы, которые отстроили город заново. Весть о жестокой расправе над Аскалоном поразила все Средиземноморье. Особенно сильное впечатление подобный способ решения споров произвел на соседнюю Иудею, это изрядно облегчило Навуходоносору в дальнейшем переговоры с ее царем. Но это будет позже, а пока вавилонский царь в ореоле славы, с честно награбленными богатствами и толпой пленников, вернулся в феврале 603 г. до н.э. в свою столицу, где его встречала восхищенная толпа.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«Античная телеграфия» Германн Дильс
«ОТ КОСТРОВ ДО РАДИО» Яков Шур
Другие статьи из серии "Война за ассирийское наследство":
Битва, изменившая историю Средиземноморья