Это руководство предназначено для тех, кто любит играть в компьютерные игры. В этом руководстве описано, что нужно сделать Пользователю, чтобы выявить и исправить причины сниженной плавности в передаче изображения на монитор компьютера, и улучшить стабильность в работе игр.
Зависание, торможение передачи картинки на экран монитора ПК - всё это может быть вызвано несколькими причинами:
- Слишком сильное потребление мощности компьютера операционной системой и сторонними программами
- Слабыми отдельными компонентами компьютера, или всем компьютером в целом
Здесь будет описано, что можно сделать, чтобы максимально улучшить производительность компьютера в играх, чтобы можно было наслаждаться процессом.
Введение
Первая возможная причина - операционная система потребляет слишком много ресурсов твоего компьютера, а также могут в фоновом режиме работать некоторые программы, процессы, службы, также снижающие производительность.
1)Первое, что рекомендуется сделать - открыть диспетчер задач, что можно будет сделать, нажав сочетание клавиш “Ctrl + Alt + Del” (Без кавычек и плюсов), нажать “Подробнее” в левом нижнем углу и перейти во вкладку “Автозагрузка”.
Здесь выведен список программ, которые запускаются каждый раз сразу со включением компьютера, тем самым они не только увеличивают нагрузку на систему во время включения, но и остаются работать, даже если ими не пользуются, дополнительно расходуя ресурсы.
Чтобы этого избежать, нужно отключить все программы, которые не нужны сразу после включения компьютера или в фоновом режиме. Сделать это можно нажав правой кнопкой мыши по программе и выбрав “Отключить”.
От этих действий освобождается немного места в оперативной памяти и снижается нагрузка на процессор. (Что это значит можно прочитать в следующем разделе)
Программы, которые могут помочь:
- Autorun Organizer - позволяет более гибко настраивать автозагрузку
- Mem Reduct - периодически автоматически будет очищать оперативную память от лишнего
2)Второе важное замечание - чем чище компьютер, тем лучше он работает. Причём это касается как внешнего его состояния - пыли и грязи, так и внутреннего - ненужные программы и файлы.
Во-первых, нужно зайти в меню пуск, написать в поиск “Программы и компоненты” и открыть их. Здесь представлен список всех программ, установленных на твой компьютер. Нужно удалить всё, что было когда-либо установлено самостоятельно, но теперь не используется, а также все программы, насчёт которых есть уверенность, что они не нужны, если нет представления, за что отвечает какая-то программа, нужно вбить её название в поисковик и решить, приносит она пользу или нет.
Во-вторых, нужно просто открыть проводник и удалить или перенести на внешний жёсткий диск или в облачные хранилища все файлы, которые не используются. Старые фотографии, документы, другие файлы, которые уже никогда не понадобятся. Компьютер - рабочая машина, не нужно делать его архивным хранилищем.
Программы, которые могут помочь:
- Revo Uninstaller - удобное полное удаление программ
- Dism++ - удаление лишних файлов и ненужных файлов операционной системы
- WizTree - сканирование жёсткого диска и выведение в список всех папок, отсортированных по занимаемому месту, очень удобный инструмент, чтобы проверить, что занимает много места на диске и найти большие ненужные файлы
3)Третий шаг, важность которого часто недооценивают - очистка компьютера от вирусов.
Они часто занимают лишнее место на жёстком диске и расходуют вычислительную мощность компьютера. Для этого нужно просканировать полностью компьютер установленным антивирусом.
Программы, которые могут помочь:
Malwarebytes и Dr.Web Curelt - сканеры компьютера, которые зачастую находят то, что не находит обычный антивирус
4)Четвертый шаг - отключение лишних служб и ненужных функций операционной системы, приносящих не пользу, а ненужные никому траты ресурсов компьютера.
Для этого рекомендуется использовать программу Win 10 Tweaker , очень мощная утилита, выполняющая сразу ряд задач по оптимизации системы. После установки требуется внимательно пройтись по каждому пункту в каждом разделе, внимательно читая описание и выбирая всё, что нужно.
5)И последний шаг, улучшение стабильности непосредственно программы, которая работает в данный момент.
Это позволит получить максимум производительности, в нашем случае - в видеоиграх, но также вполне можно сделать это с любым другим приложением, например видео или фоторедактором.
Можно поставить для программы приоритет в выполнении её задач системой, что немного увеличит стабильность работы. Для этого нужно открыть диспетчер задач, перейти во вкладку “Подробности”, нажать на процесс нужного приложения, который чаще всего имеет одноименное или крайне похожее с самой программой название, правой кнопкой мыши, навести на строку “Задать приоритет” и выбрать “Реального времени”.
Оптимизация игры под конкретную конфигурацию компьютера
У всех компьютеры разные, с разными компонентами, и на разных компьютерах одна и та же игра на одних и тех же настройках будет работать по-разному. В этом разделе я расскажу, как настроить игру под конкретный компьютер, чтобы конкретно на нём она работала максимально эффективно.
Компьютеры, хоть все и разные, но всегда их производительность зависит от трёх основных составных частей. И чтобы её улучшить, нужно знать, какие в этот компьютер установлены процессор, видеокарта и оперативная память.
Остановимся на каждом из компонентов немного подробнее:
Процессор
Основной вычислительный элемент компьютера. Именно он отвечает за большинство задач - математические вычисления, расчёты, работа с операционной системой, всё, что завязано на числах обрабатывается процессором.
У него есть три важные нам характеристики:
- Тактовая частота - напрямую влияет на количество операций, выполняющихся за единицу времени, так как отвечает за скорость их выполнения.
- Количество ядер - количество физических “Копий” процессора. Если у двух процессоров одинаковая тактовая частота, но у одного ядер вдвое больше, он будет вдвое производительней, а в некоторых случаях прирост производительности будет даже сильнее двукратного.
- Количество потоков - количество “виртуальных копий” процессора. Если в процессор встроена технология “Hyper-Threading”, потоков вдвое больше, чем ядер, если её нет, столько же, сколько и ядер. Рассмотрим первый вариант, так как он привносит изменения: эта технология позволяет загрузить процессор на 100%, путём одновременной обработки на одном ядре разных процессов, требующих разных его “частей”, что позволяет увеличить производительность на 10-80%. Потоки не являются полноценным “удвоителем” ядер, но довольно сильно повышают эффективность их работы.
Что это всё значит? Если говорить про первые два параметра, они важны во всех современных играх и чем они выше, тем лучше. Только в старых играх, оптимизированных под использование всего одного ядра, увеличение количества этих ядер почти не даст эффекта. А вот количество потоков - вещь спорная. Довольно редко играть с этой технологией лучше, чем без неё, в силу плохой оптимизации под неё, но она крайне полезна в рабочих программах, таких, например, как разнообразные редакторы.
Видеокарта
Компонент компьютера, отвечающий за вывод изображения на экран, а также работу некоторых относительно специфических задач, таких как обработка множества эффектов в играх и других программах, использующих компьютерную графику, выполнение собственных “инструкций”, обработка видео и т. д..
У видеокарты есть два основных параметра, влияющих на производительность:
- Тактовая частота - как и у процессора, скорость выполнения операций за единицу времени.
- Количество видеопамяти - сколько у видеокарты установлено быстрой памяти, в которой хранятся данные, необходимые для работы в настоящий момент.
Обе эти характеристики максимально сильно используются во время работы видеоигр и, как следствие, обе очень важны. Графическое ядро обрабатывает изображения для вывода на экран, а в видеопамяти хранятся, например, текстуры, которые могут понадобится игре в любой момент.
Оперативная память
Примерно как и в видеопамяти видеокарты, в быстрой оперативной памяти хранятся данные, которые нужны в момент выполнения каких-либо процессов, соответственно, если процесс завершается, его данные выгружаются из ОЗУ (оперативная память).
У неё есть две важные характеристики, количество и частота.
- Количество - сколько ОЗУ установлено в компьютер, чем больше, тем больше процессов можно будет выполнять одновременно без потери скорости.
- Частота - скорость памяти, чем она выше, тем быстрее будут загружаться из неё данные в обработку.
Зачастую простым обывателям можно не обращать внимания на вторую характеристику, так как она, хоть и даёт прирост производительности, то не такой значительный. А вот количество - очень важная характеристика. Если ОЗУ не будет хватать, игра будет работать крайне нестабильно, так как постоянно будет использовать данные из медленного жёсткого диска, как замена для нехватки ОЗУ.
Монитор
Выше часто упоминался вывод изображения на экран, ведь это основной способ получения информации от работы компьютера, если пользователь не увидит результат, то какой вообще смысл в обработке данных?
У монитора тоже есть свои характеристики:
- Разрешение - максимальный размер изображения, который может монитор показать. Измеряется в количестве пикселей по горизонтали на пиксели по вертикали. Например 1920 на 1080 или 1280 на 720.
- Частота обновления - количество обновлений монитора в секунду, то есть сколько раз монитор максимально может выводить изображение в секунду.
Чем больше разрешение - тем качественнее и чётче картинка, эта же характеристика есть и у всех фото и видео, так что многие, скорее всего, уже с ней знакомы. Чем выше частота обновления, тем больше монитор может показать смен изображений за единицу времени и, как следствие, картинка будет более плавная.
Определение комплектующих твоего компьютера
Были написаны сведения, за что отвечает каждый важный компонент, теперь пришло время узнать, что именно установлено в конкретном компьютере.
Основные комплектующие компьютера
Для процессора, видеокарты и оперативной памяти нужно открыть диспетчер задач (как это сделать описано выше), перейти во вкладку “Производительность”, раздел процессора - “ЦП”, видеокарты - “Графический процессор”, оперативной памяти - “Память. Ниже показано, где именно написаны нужные характеристики.
Процессор:
Видеокарта:
Оперативная память:
Характеристики монитора/экрана:
Чтобы узнать характеристики монитора, нужно нажать правой кнопкой мыши по свободной области рабочего стола; выбрать и нажать “Параметры экрана” в открывшемся контекстном меню; нажать “Дополнительные параметры дисплея” внизу страницы
Разделение комплектующих по производительности
Видеокарта, процессор и оперативная память отвечают за разные задачи, один из способов максимального улучшения стабильности работы - “подчёркивание достоинств и сглаживание недостатков”. Другими словами - максимально использование каждого компонента, без превышения его возможностей. Но чтобы понять, на что каждый из компонентов способен, нужно использовать один из двух способов, описанных ниже.
1)Можно во время непосредственной работы игры, в которой наблюдается снижение стабильности ниже желаемого уровня можно узнать, какой именно из компонентов в этом “виновен”.
Для этого нужно воспользоваться программой MSI Afterburner. Для этого нужно её скачать с официального сайта и установить, не снимая галочку c “RivaTuner”.
Перейти во вкладку “Мониторинг”, выбрать в этом окне нужные параметры, и нажать с зажатым Shift “Показывать в ОЭД” и нажать “Применить” внизу меню.
А также нужно в “RevoTuner” включить параметр “Show own statistics”.
Для определения слабых звеньев хватит выведения таких значений, как “Загрузка ГП”(Графический процессор), “Загрузка ЦП”(Центральный процессор) и “Загрузка ОЗУ”(Оперативная память), также для удобства можно вывести количество FPS(количество кадров в секунду) - “Частота кадров”, что показывает плавность картинки.
Оставляем программы включенными и запускаем “проблемную” игру. Если ты всё сделал правильно, в левом верхнем углу ты увидишь все выбранные параметры, а именно загрузку процессора - значение в процентах напротив “CPU”, видеокарты - значение в процентах напротив “GPU” и ОЗУ - значение в мегабайтах напротив “RAM”. Количество кадров отображается в FPS напротив “D3D11”.
Смотрим, загрузка чего доходит до 100% во время притормаживаний, лагов и т.п.. Этот компонент и будет являться слабым звеном.
2)Или же можно пойти по упрощённой схеме, она гораздо менее точная, но гораздо проще, и не придётся разбираться в программах.
Разделение процессоров:
Могут быть слабым звеном, если количество ядер меньше 6 или хотя бы 4, а частота меньше 3,5 - 3,6 ггц.
Разделение видеокарт:
Нужно зайти на сайт https://256bit.by/blog/sravnitelnaya-tablitsa-proizvoditelnosti-videokart-na-2019-god , найти в списке видеокарту, для удобства можно выполнить поиск по странице нажав “Ctrl + F” и вписав название модели туда. После этого нужно посмотреть на порядковый номер слева, все видеокарты, номер которых больше по значению примерно 89 можно расценивать как относительно недостаточно производительные.
Оперативная память:
У современных игр потребление ОЗУ зачастую находится в пределах 6 Гб, плюс ещё около 2 Гб всегда требует для своей работы операционная система, из чего делаем вывод, что оперативной памяти может не хватать если её меньше 8-10 Гб.
Влияние на производительность параметров настроек графики
Ниже находится большинство настроек графики, которое можно сегодня встретить в играх. Каждая внесена в один из описанных разделов. В игре нужно открыть настройки графики, найти её в этом списке и в зависимости от слабых звеньях в конкретном компьютере выбрать для неё значение, опираясь на описание раздела.
Зависимые от процессора - следующие настройки по большей части используют производительные ресурсы процессора, если он ниже среднего, лучше отключать либо ставить на минимум.
- Качество воды
- Мелкие объекты
- Качество частиц
- Качество травы/листвы/растительности/ландшафта
Зависимые от видеокарты - используют в основном ресурсы видеокарты и видеопамяти, за одним исключением ставить минимальное значение, если видеокарта не позволяет обратного.
Разрешение лучше всего выбирать то, которое поддерживает максимально экран и снижать в самых крайних случаях
- Качество текстур
- Сглаживание
- Качество (далёких/мягких) теней
- Качество шейдеров
- PhysX
Сильно влияющие на производительность - все очень сильно снижают производительность и стабильность работы игр, рекомендуется отключать или снижать до минимума.
- Область обзора/дальность прорисовки/дистанции/поле зрения
- Качество (глобального) освещения
- HBAO (+)
- Качество отражений/зеркал
- Качество объёмных эффектов
- Качество меха, волос/hairworks
- Окружение/наполнение мира
- Среднее влияние на производительность - подбирать по желанию, но если совсем плохо работает, можно отключить.
- Угол обзора
- Постобработка
- Качество (спец) эффектов
- Преграждающее освещение/SSAO
Незначительное влияние на производительность - можно считать, не влияют на стабильность, включать и отключать полностью по желанию.
- Глубина резкости
- Зернистость
- Хроматическая аберрация
- Размытие в движении/motion blur
- Анизотропная фильтрация
- Тесселяция/Качество моделей
Требуют пояснения
- Вертикальная синхронизация - если не раздражают “разрывы” кадра, лучше всегда отключать, особенно если частота кадров в игре ниже, чем частота обновления монитора.
- Тройная буферизация - включать, если частота кадров ниже частоты обновления монитора.
- Версия DirectX - если процессор ниже среднего и поддерживается 12 версия, лучше её включить, в иных случаях стабильнее будет оставаться на версии 11.
Это конец первой и основной части, дальше будут ещё две, в которых подробно и с визуальными примерами будет наглядно показано, за что отвечает каждый параметр и как меняет изображение, чтобы можно было бы лучше ориентироваться и выбирать, что снижать, а что оставлять, либо просто расширить свой кругозор.
Спасибо за внимание!