Начинающие фрилансеры в Интернете и удалённые сотрудники часто совершают ошибки, которые вредят не только им самим, но и коллегам. Они дискредитируют всю сферу фриланса в глазах заказчиков и работодателей.
Фриланс – это когда ты работаешь сам на себя со многими заказчиками, когда хочешь и сколько хочешь. Удалённый сотрудник – это когда тебя нанимают в штат, у тебя есть конкретные обязанности, и часто время работы регламентировано.
Чтобы не навредить себе и остальным работающим в Интернете, соблюдай эти правила.
1) Бери заказ только если уверен, что сможешь сделать работу качественно, полностью и в нужный срок.
Если впишешься и не справишься, это лишит тебя репутации – самой главной твоей ценности в Сети.
А заказчик может вообще отказаться от фриланс-услуг. И всем знакомым расскажет, что с этими безответственными дурнями связываться не стоит. То ли дело наёмный офлайн-раб – да, стоит дороже, рабочее место ему надо организовать, в фонды платить, зато точно сделает то, зачем его наняли.
Чувствуешь, что не потянешь – откажись и честно объясни причину.
2) Не работай бесплатно.
Заключай договор, бери предоплату. Соглашайся на бесплатное тестовое задание, если оно займёт не больше часа твоего времени. Неоплачиваемый испытательный срок – ни за какие кулебяки.
3) Не начинай работу, пока не удостоверишься, что все требования клиента зафиксированы письменно.
Задание с неконкретными требованиями ты 99% выполнишь не так, как имел в виду клиент.
В ТЗ фиксируй объективные требования, не зависящие от вкуса и индивидуальных предпочтений. «Сделать весёленько» – необъективное требование, а «баннер цвета №00589» – объективное.
Если клиент затрудняется с уточнениями, попроси показать примеры выполненных работ, на которые надо равняться, и каждую мелочь утверждай. Помни, переделывать потом тебе и за свой счёт.
4) Не увеличивай цену в процессе работы.
Это непрофессионально и ведёт к разногласиям и потере клиента. Особенно низкий поступок – шантажировать клиента, зная, что он зависит от твоей работы и потеряет время и деньги, отказавшись от твоих услуг.
Другое дело – если клиент захотел дополнительные услуги, не включённые в ТЗ. Конечно, они оплачиваются отдельно.
Не стоит и соглашаться на уговоры понизить цену без разумной причины.
5) Исправляй собственные ошибки бесплатно.
Без отговорок, споров и увиливаний, как можно скорее. Молча – взял и исправил.
Если твоей ошибки нет – вежливо докажи это. Вы же с клиентом записывали все требования?
6) Не участвуй в торгах на самую низкую цену.
Их проводят заказчики, не заинтересованные в качестве и желающие посмотреть, насколько низко люди ценят свой труд.
Тебя должны выбирать, ориентируясь не на копеечную цену, а на резюме и портфолио.
Будь достоин гордого звания интернет-фрилансера! Я в тебя верю.