Найти в Дзене
VIDEO\GAMES

Дракула (1992)\ "Шибко любвеобильный кровосос"

Дисклеймер для особо одарённых - автор не выставляет сказанное в статье за истину в последней инстанции. Если содержимое Вас ранит и оскорбляет Ваше чувство прекрасного, Вы всегда можете забиться в угол и поплакать.

Да, конечно писать предисловия к статьям, которые вышли год (и даже больше) назад - та ещё затея. И это при том что я вообще не парюсь актуальностью материала (с чего явно подгорает у некоторых). Вот например небольшой ран по фильмам с графом Дракулой вообще пришёлся стандартно на хоррор-месяц октябрь. Мы его уже пару раз поминали - и в рамках мультсериала "Кастлвания", и в странной адаптации из третьего "Блейда" - но Карпатского старикана никогда не бывает много, верно?

"Здравствуйте, мадам, меня зовут Блэк. Сириус Блэк. Тьфу, блин, это из другой истории..."
"Здравствуйте, мадам, меня зовут Блэк. Сириус Блэк. Тьфу, блин, это из другой истории..."

Особо-то тут за сюжет распыляться толку нет. Ну отправили молодого юриста Джонатана Харкера по запросу восточноевропейского аристократа куда-то в Румынию, бумажульки посмотреть, в курс дела о переезде в Лондон ввести. Только вот паренек уже пока добирался до места - успел вагон кирпичей высрать, тут вам и волки, и какие-то цыгане, и кучер явно странного вида, а сам аристократ вообще производит впечатление редкостного долбонавта. Джон, конечно, внимания этому особого не придал - поди их разбери, этих славянских дикарей, только вот клиент, граф по паспорту, как-то очень странно на юриста посматривает, а потом и вовсе оставляет его в цепких лапах трёх скудно одетых сожительниц. В Лондоне, меж прочим, по приезду, граф разворачивается на полную и начинает кЮшать бап, принявшись сразу за подружку невесты бедолаги Харкера.

впрочем, сыграть псину сутулую в рамках фильма Олдману тоже довелось
впрочем, сыграть псину сутулую в рамках фильма Олдману тоже довелось

Нет, я конечно всё понимаю - фильм 92-го года в какой-то мере стал классикой как хорроров, так и экранизаций романа Брэма Стокера. Тем более - первоисточник вообще написан в эпистолярном жанре - поди вот всё это в кучу собери, да ещё чтобы интересно было. Но какого, мать вашу, хера сотворили из сюжета? Поначалу-то вроде всё в порядке, даже закадровые голоса имитируют дневниковые записи... раза три за весь фильм, правда. Потому что как только сценаристу с режиссёром надоедает городить сложную повествовательную городьбу, история превращается в какой-то дикий трэш, от которого сэр Стокер наверное волчком в гробу вертится (напару с беднягой Цепешем, но тому вообще исключительно не повезло в этом плане). Так, здесь какое-то невероятное внимание отдаётся эротизму и похабщине, причём буквально каждый сколько-нибудь важный персонаж со всем этим так или иначе взаимодействует. Эм, это появление в кадре херово играющего Гэри Олдмана так всем либидо поднимает, или что вообще, блин, происходит? Да, фильм не обязан следовать сюжету книги полностью - но зачем было приплетать дурную предысторию графа, где помершая из-за фейкового некролога графиня, оказалась буквально идентична внешне с англичанкой Миной Мюррей конца 19-го века? Знаете, такая хрень ещё уместна в рамках полуюмористической второй "Мумии", снятой несколько позже - так и там подобный заворот выглядел бредово.

Ну ладно, чёрт с ней, с отсебятиной и внезапным раскрепощением нравов - фильм иногда вообще серьёзно проваливается то по темпу, то по связности истории. Напоминаю - первоисточник представляет собой эдакое собрание писем, вырезок и дневниковых записей - а тут у нас что? А тут у нас сущий балаган, где иногда в принципе проблематично понять, кто все эти люди, что с ними происходит, и почему они несут какую-то лютую дичь. Ну а чтобы уж совсем никто и ничего решительно не понял - в фильм завезли феерический монтаж носа с жопой, ускоренные вдвое-втрое сцены, и уж совсем какую-то артхаусную ерундень непонятного назначения. Красиво? Может быть, местами. Страшно? Ну, больше опасений словить приступ эпилепсии в процессе просмотра. Необходимо для создания атмосферы? Точно нет. Из-за каких-то абсолютно странных визуальных решений фильм попросту очень тяжело воспринимается, и это не говоря уже о внушительной продолжительности.

Киянка не рыжий, и не конопатый, да и убить Дракулу так не получится - но дедушка и лопата в процессе задействованы, это да
Киянка не рыжий, и не конопатый, да и убить Дракулу так не получится - но дедушка и лопата в процессе задействованы, это да

Но может нас тут актёры порадуют, если со всем остальным так странно? Ну, как бы вам сказать помягче - нет. Я тут уже говорил о Гэри Олдмане, но давайте подробнее. Его Дракула не вызывает ощущение ужаса - он вызывает желание вызвать этому дяде санитаров, и как можно скорее - впрочем, это касается большей части персонажей фильма, если уж честно. Обе девахи - Мина Мюррей и Люси Вестенра (в исполнении Вайноны Райдер и Сэди Фрост соответственно) - это вообще финиш: вместо слегка наивных, но очень скромных барышень, нам тут показывают банально студенток с лютым недотрахом, который те пытаются всячески компенсировать - ну, это когда они перестают ржать как кони. Ещё тут есть слегка поехавший Абрахам Ван Хельсинг (без арбалета с барабаном стрел - за этим уже к почётному Росомахе), в исполнении Энтони Хопкинса, который по инерции отыгрывает Ганнибала Лектера, и крипово доскрёбывается до каждого встречного. Ну и Джонатан Харкер, который тут вообще фильму нужен ещё меньше чем книге, но его зачем-то играет целый Киянка Ривз. А, да, в кадре ещё регулярно мотыляются какие-то три мужика, которые настолько идентичны друг-другу, что понять кто из них техасец, кто доктор-торчок, а кто муж покойной Люси "я трахалась с оборотнем" Вестенры - вообще нереально. Но кто-то из них вроде помер, или нет - фильм тоже не спешит помогать в этом разобраться. А, да, ещё тут есть совершенно внезапная Моника Белуччи - нужна в кадре примерно так же как и Ривз, что немного намекает на мэдскиллз съёмочной группы.

для тех, кто с первоисточником незнаком - сообщаю: доктора Ван Хельсинга звали Абрахам и он был довольно пожилым гражданином с сомнительными методами лечения, а не лихим гривотрясом в кожаном пальто и с прототипом томигана под мышкой
для тех, кто с первоисточником незнаком - сообщаю: доктора Ван Хельсинга звали Абрахам и он был довольно пожилым гражданином с сомнительными методами лечения, а не лихим гривотрясом в кожаном пальто и с прототипом томигана под мышкой

Кстати о них - в смысле, о безумных навыках, эффектах и вот всём этом. Фильм выглядит так, будто снимал его Тим Бёртон, после жёсткой попойки с Тарсемом Сингхом. Я понимаю, блин, символизм и вся херня, но когда в кадре сначала копеечные спецэффекты и нарочито карикатурные образы, но ведь они регулярно сменяются на что-то вообще упоротое и необъяснимое. В этом всём наверное только гримёрам можно поаплодировать - вот уж кто старался : тут что криповый образ постаревшего Дракулы, что в целом имидж вампиров, да и другие сверхъестественные формы, которые принимает Дракула, выглядят убедительно (вон, кой-чего даже для DLC "Кровь и вино" в третьего "Ведьмака" утащили). Но вот что я вам в целом скажу - советовать этот фильм сложно - если брать его в рамках именно экранизации - сойдёт, хотя и много отсебятины. Если в рамках хоррора - оно почти не работает. Если просто хочется глянуть очередной фильм на вампирскую тематику - ну, почему бы и нет? Только смотрится он тяжело и тягомотно - 6 из 10, однако. И, да, зная что так или иначе об этом речь пойдёт - я в курсе что фильм снимал Френсис Форд Коппола, и вообще "как ты можешь судить великих, быдло и комиксодрочер?!" - да спокойно, если фильм реально напоминает не историю, пусть даже дополненную авторским видением, а какой-то сраный винегрет из недохоррора и неуместных сисек в кадре. Кому тут сопереживать, с кем ассоциировать себя, или хотя бы где искать офигенно жизненную мораль - чёрт бы его знал, а тот посыл, который ясно виден - как-то не заслуживает двух часов зверского издевательства над первоисточником.

комнатные вампирши, кстати, вполне себе канон в рамках произведения Стокера
комнатные вампирши, кстати, вполне себе канон в рамках произведения Стокера

Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.