Найти в Дзене

Миссия учителя не меняется

Оглавление

Ирина САУТИНА стала лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года — 2020»
Ирина САУТИНА стала лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года — 2020»

Учитель русского языка и литературы салаватского лицея № 1 Ирина САУТИНА стала лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года — 2020» и совсем недавно вернулась из Волгограда, где проходили его финальные мероприятия. День-два — на отдых, и снова в школу, к ученикам и коллегам, которые две недели, что длился конкурс, болели за нее и поддерживали даже на расстоянии. А пока самое время выдохнуть и подвести итоги.

Мы попросили Ирину Валерьевну поделиться с нашими читателями, какие впечатления у нее остались от конкурса, зачем он нужен педагогам и в чем задача современного учителя.

— Как вы попали на «Учителя года»?

— Я следила за конкурсом давно, с 2012 года. Старалась отсматривать интересные уроки, мастер-классы. Со многими победителями прошлых лет была хорошо знакома. В 2014 году участвовала в республиканском его этапе и стала победителем среди учителей русского языка и литературы. Но на российский этап тогда не попала. Зато активно влилась в работу республиканского клуба «Учитель года». Вместе с коллегами мы ездили на всероссийский конкурс «Черук» (чемпионат региональных учительских команд —авт.), участвовали в различных форумах, семинарах. И это на самом деле большая радость: вместе с единомышленниками, которые становятся твоими близкими друзьями, преодолевать трудности, чувствовать поддержку, узнавать новое.

Вообще, конкурсное движение мне интересно и близко. И я думаю, что оно большую пользу приносит педагогу. Конкурс — это способ узнать себя, понять, на что ты способен. Когда готовишься к конкурсу, пересматриваешь весь свой профессиональный опыт, пытаешься понять, в чем ты хорош, какие у тебя есть фишки, находки.

Я из этого конкурсного движения не выпадала. Хотя особо и не надеялась, что попаду в финал. Но в октябре прошлого года мне позвонили и предложили поучаствовать. Это было совершенно неожиданно, да и времени на подготовку было немного. Даже сомневалась, стоит ли ехать. Но все-таки собралась, подготовилась и выступила.

— В этом году конкурс имел какие-то отличия от предыдущих?

— Мы с замиранием сердца ждали, что он будет проходить онлайн в связи с известными событиями. Но все-таки организаторы настояли на очном формате. Хотя обычно его проводят в сентябре-октябре, на этот раз перенесли на январь. Были предприняты неслыханные противоэпидемические меры: все учителя перед приездом были привиты, мы ходили в масках, обрабатывали руки, нам делали мазки ПЦР, ежедневно измеряли температуру. В результате никто из участников не заболел.

Два заочных этапа — «Интернет-ресурс» и написание эссе — отменили. Изменилась система оценки: если раньше на каждом этапе результат обнулялся, в этом году все баллы суммировались.

— Была ли у вас возможность посмотреть уроки коллег? Какие-то открытия для себя сделали?

— Все посмотреть, к сожалению, не удалось: у нас был плотный график. Однако в свободное время мы разговаривали о школе, учениках, о том, какие дела для них придумываем, как выстраиваем с ними отношения. И для меня было открытием, какими интересными людьми оказались все учителя. Много среди них было молодых педагогов. Они более смелые, мобильные, более свободно себя ведут. У старшего поколения больше страхов, комплексов, мы чаще думаем, как будем выглядеть, что о нас скажут. Это с годами накапливается, и речь не только о профессии учителя. Помню, когда была моложе, у меня на открытом уроке могло сидеть по 40 человек, и я спокойно к этому относилась…

Молодые люди, которых я встретила на конкурсе, мне показались очень искренними, открытыми, глубокими как личности. Это важно: видеть, что в России есть такие учителя, которые многое могут дать детям. В рутине нам часто начинает казаться, что все плохо, что школа рушится, никому ни до чего нет дела. Но когда видишь молодые глаза, горящие, заинтересованные, рождается откровение, что школа наша будет жить.

— А каким, по-вашему, должен быть современный учитель?

— Сейчас уже невозможно представить учителя, который незнаком с информационно-коммуникационными технологиями. Это веяние времени, от которого не отмахнешься. Сегодня он не может не понимать, что изменился сам формат передачи информации. Учитель теперь не единственный источник информации, их много. А потому он должен быть не просто наставником, а навигатором в море информации, помогать ребенку определиться с выбором будущей профессии.

Хотя в глобальном смысле роль учителя не меняется. Он должен быть образцом в плане поведения, речи, взвешенного отношения к тому, что происходит в мире. С другой стороны, учитель всегда защищает ребенка, действует в его интересах. Ядро остается прежним.

— Что важно именно для вас в профессии педагога?

— Главное — это честность. Детям нельзя врать. Насколько ты искренен с ними, настолько они будут открыты с тобой.

И второе — быть профессионалом в своей области. Педагог должен постоянно учиться, быть в курсе новых веяний в методике преподавания своего предмета. Знать новинки художественной литературы. Сейчас очень интересные детские книги появляются, и только у учителя ученик может получить информацию о них. Конечно, дети читают и стихийно. Но много среди таких книг поверхностной, слабой литературы. А вот вовремя подвести к правильной книжке — как раз задача учителя.

— А что из современной литературы вы советуете своим ученикам?

— Сейчас скажу, может быть, страшную вещь. Но я поддерживаю детей в выборе книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Многие учителя к ним с презрением относятся, возможно, потому, что сами не читали. Считаю, что это великая английская литература. Несмотря на фантазийную форму, это очень жизненная вещь с ярким сюжетом и глубокими проблемами. Я на уроках вспоминаю эти книги, и нам с детьми становится легче находить общий язык. Благодаря темам, которые поднимаются в «Гарри Поттере», ученики легче воспринимают вечные проблемы русской классики. Это большая литература, безусловно.

Еще могу отметить Марию Парр, Кейт Дикамилло, из российских писателей — Наринэ Абгарян, творческий дуэт Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. У них достаточно тонкие произведения, затрагивающие актуальные проблемы, написанные современным языком.

— Прошлый и нынешний учебный год были непростыми из-за введения дистанционного обучения. Как вы это пережили?

— Конечно, было тяжело. Прежде всего из-за временных затрат. Работать приходилось практически круглосуточно. Это и поток письменных работ, которые присылали ученики, и подготовка к дистанционным урокам. Каждый раз нужно было думать над формой подачи, подготовкой видеоряда. Кроме того, постоянная работа за компьютером дает большую нагрузку на глаза.

Сложно было вытащить всех детей. Когда нет энергетического обмена, трудно понять, на каком этапе понимания находятся ученики. Обратную связь получала в основном через письменные работы — сочинения, ответы на вопросы. Я практикую такой метод (не только на дистанционке): не все ребята успевают на уроке рассказать стихотворение наизусть и потому присылают записи на видео. У этого есть свой плюс: иной раз один на один с камерой ученик раскрывается лучше, чем перед всем классом, отбрасывает стеснение.

К сожалению, мы и сейчас никак не вернемся к прежнему школьному графику. Уроки по 35 минут создают впечатление, что у нас бесконечный предпраздничный день. Я как-то посчитала, что эти пятиминутные «хвостики», которые мы недодаем, в сумме за год выливаются в две недели учебного времени.

Такое ощущение, что мы живем в каком-то временном состоянии, как будто понарошку. Психологически это даже сложнее, чем было во время дистанционки. И сейчас мы оценили, что механизм нашей обычной школьной жизни довольно хорош и предсказуем. Хочется, чтобы жизнь быстрее вернулась к прежнему ритму.

Автор: Мария СНЫТКИНА

  • Интересно ваше мнение. Напишите комментарий
  • Друзья, оцените если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации