Сильный личный бренд поможет вам, как фрилансеру, стать “своим” в индустрии, легко и быстро находить клиентов, готовых платить за ваши услуги больше, чем в среднем по рынку, постоянно оставаться в курсе происходящего и даже переехать за границу, не получая джоб оффера от работодателя из другой страны. Рассказываем, как этот личный бренд создать и продвигать.
Что такое личный бренд?
Не пролистывайте этот абзац - скорее всего, вы понимаете этот термин неверно. Личный бренд - это не раскрученная страница в “Инстаграм”, а ассоциации, которые возникают при произнесении имени и фамилии человека. Личный бренд Владимира Познера - это автоматическая мысль об его журналистском профессионализме и глубоких интервью. Личный бренд Артемия Лебедева - это ассоциация с первой в своем роде веб-студией и их работами. Личный бренд Антона Лядова - это микс из опасных путешествий, качественных видео и гарантированно интересного вечера, проведенного за просмотром интервью, подкаста или длинного ролика.
Личный бренд - это четкое понимание того, кто вы, как вы работаете и чем занимаетесь, в чем отличаетесь от конкурентов.
Этапы создания личного бренда
Наша с вами цель - создать личный бренд эксперта, который отлично разбирается в своей сфере деятельности. Быть профессионалом недостаточно - надо говорить о себе, быть на виду, продвигать себя и свои услуги. Профессионализм определяется тем, как вы делаете свою работу. Узнаваемость же строится на попадании вашего имени в отраслевые рейтинги, получении премий, статьях в онлайн-СМИ и, конечно, отзывах. Каждый из этих компонентов будет вам нужен и в том случае, если вы работаете на фриланс-биржах, и в том случае, если уже давно сотрудничаете с индивидуальными заказчиками вне бирж.
Этап 1. Разработка “ядра”. Объяснение того, кто вы, что можете предложить, что умеете, чем лучше конкурентов, для кого ваши услуги, кому они не подойдут.
Ответьте себе на следующие вопросы:
- Я хочу, чтобы меня считали (кем)?
- Я хочу, чтобы на меня обратила внимание (какая аудитория)?
- Я хочу, чтобы эта аудитория (делала что)?
Ответы помогут сформировать понимание того, какую нишу вы можете занять (грубо говоря, сфера - это продажа вязаных изделий, а ниша - это продажа вязаных шарфов с особым рисунком аудитории, которая ценит высокое качество и не готова поступиться им ради низкой цены). От выбора ниши зависит ваше позиционирование (в нашем примере вы будете позиционировать себя как специалиста по созданию длинных, очень качественных вязаных шарфов с красивыми узорами).
Этап 2. Упаковка “ядра”. Выбор путей достижения медийного веса, отбор своих сильных сторон для построения имиджа именно на них.
Какие эмоции вы хотели бы вызывать у клиентов? Вы хотите быть запоминающимся, но что именно в вашем образе, в вашем уже наполовину созданном личном бренде привлекает покупателей? Как вас характеризуют и как вы хотели бы это изменить?
Ответив на эти вопросы, приступайте к оформлению своего личного бренда. Полезно будет создать сайт-визитку с вашим портфолио, оформить профессиональные социальные сети (к ним относится LinkedIn и, судя по западным трендам, Facebook), создать отдельную “профессиональную” страницу в Инстаграм. В этом материале мы рассказывали, как это можно правильно сделать.
Этап 3. Продвижение. Вы - продукт, который нужно продать. Будьте маркетологом, ищите способы продвижения и знакомства потенциального покупателя с вами.
Какие результаты “выпадают” на первых страницах поиска, если вы гуглите свое имя? Писали ли вы экспертные тексты для онлайн-ресурсов, вели ли отраслевой блог? Выступали ли на конференциях? Если все, что Google предлагает в результатах поиска, - это ваши страницы в соцсетях, старые фотографии и напоминание о давно заброшенных проектах, вам точно пора активизироваться.
- Где вы можете выступить (даже если это будет онлайн-мероприятие) в качестве эксперта? Поищите карьерные митапы и отраслевые ивенты на “Фейсбуке” и во “ВКонтакте”, свяжитесь с организаторами с предложением осветить ту или иную тему. Вот увидите, один из десяти человек вам точно ответит.
- В какое издание вы можете написать колонку? Зайдите на “Русбэйс” и vc.ru, просмотрите пару страниц, оцените качество контента. Подумайте, о чем вы могли бы написать. Как правильно вязать шарфы? Или как их правильно продавать? Или, может быть, рассказать о том, как вы поступили, когда шарфы не продавались, а другой возможности заработать у вас не было? Составьте пул из 3-5 тем, найдите контакты редакторов, напишите им письма с предложениями о создании колонки. Это бесплатно - как для них, так и для вас.
- Изучите список конкурсов и рейтингов, представленных в вашей сфере. Конкурс “Мастерицы, вяжущие шарфы”, на который ежегодно присылаются сотни работ, нам с вами вряд ли нужен. А вот “Лучший арт-проект года” от какого-либо издания вполне подойдет. Чем не арт и чем не проект? Смотрите шире, ищите самые разные возможности.
Как фрилансеру развить свой личный бренд в социальных сетях?
Сначала прочитайте этот материал из нашего блога - в нем мы подробно рассказываем о формировании концепции личного бренда конкретно в социальных сетях. Здесь мы добавим несколько лайфхаков от наших менторов, консультирующих клиентов по развитию личного бренда.
Придумайте лид-магнит, то есть бесплатный продукт, которые позволит потенциальному клиенту оценить вас и ваши скиллы. Лид-магнит используется в построении воронки продаж и помогает захватить как можно больше потенциальных покупателей, а еще знакомит с вами аудиторию и увеличивает ваш медийный вес. Лид-магнитом в случае с фрилансерами может быть недолгая бесплатная консультация, бесплатный же чек-лист, подборка ссылок на полезные ресурсы и так далее.
Создайте динамичный макет (видео + несколько фотографий и надписей) для продвижения вашей страницы при помощи таргетированной рекламы. Этот макет будет показываться пользователям между историями в “Инстаграм”. Настраивается через рекламный кабинет в “Фейсбуке”, разобраться с ним достаточно просто даже новичку. Конечно, наилучшим вариантом будет найти таргетолога, однако не каждый фрилансер может себе это позволить. Динамичный макет приведет вам новых подписчиков, которые, получив продукт (то есть лид-магнит), останутся у вас на странице и, скорее всего, станут вашими клиентами в будущем.
Ответы на часто задаваемые вопросы о личном бренде для фрилансера
Нужно ли “привязывать” имя к определенному товару или услуге?
Это нежелательно, особенно если товар или услугу производите или оказываете не лично вы, а ваш работодатель. Попробуйте “привязывать” имя к спектру услуг и сфере деятельности.
Можно ли развивать личный бренд сразу в нескольких направлениях?
Это сложно, муторно и малоэффективно. Попробуйте развить личный бренд сначала, к примеру, в продакшене, а затем переходите к личному бренду в сфере стилизации съемок. Брать несколько никак не связанных сфер деятельности не советуем - люди, знающие вас в качестве стоматолога, сильно удивятся вам в качестве адвоката. А аудитория так или иначе будет пересекаться, поэтому узнавание неминуемо.
Нужно ли продумывать стиль одежды и поведения?
Если вы видитесь с заказчиками лично или на конференц-коллах - да. Если не видитесь, но ведете прямые эфиры в “Инстаграм” - тоже да. А если подобных активностей в вашей жизни нет и не намечается, смысла в столь детальной проработке (пока что) нет.
Стоит ли использовать форумы?
Все зависит от вашей специализации. Если специалисты из вашей сферы посещают отраслевые форумы, имеет смысл создать аккаунты на самых крупных из них, читать обсуждения, оставлять развернутые комментарии по теме. Но такая ситуация встречается очень редко, поэтому мы советуем не рассматривать форумы в качестве двигателя продаж.
Хочу создать личный бренд, повысить средний чек за заказ и увеличить количество заказов. Как это сделать конкретно в моем случае?
Мы знаем ответ на этот вопрос. Приходите на бесплатную консультацию к специалистам Академии - расскажем, что поможет именно вам, и объясним, как достигнуть поставленных целей, используя уже наработанную вами базу личного бренда. А если вы считаете, что этой базы и вовсе нет, мы проконсультируем вас по ее созданию.