Всем привет!
Недавно вышел фильм «Зоя», который сейчас активно покрывают толстым слоем хейта зрители и блогеры. Мы этот фильм не смотрели, но свою задачу для нас он выполнил — мы заинтересовались темой Зои Космодемьянской. В первой статье мы рассмотрели популярную заморочку о том, как Зоя, совершая военные преступления (поджог домов мирных жителей) стала Героем.
Зоя Космодемьянская совершала военные преступления и стала героем - нас это не смущает.
В этой статье мы рассмотрим, почему несмотря на то, что Зоя сражалась за Родину и выдержала жестокие пытки и была казнена, ее ни в коем случае нельзя считать христианской мученицей, хотя церковникам таковой считать, ее очень хотелось бы. Да и по жестокости то, что происходило с Зоей в плену похоже на то, что происходило с христианскими мучениками.
В РПЦ очень хотят Зою Космодемьянскую канонизировать как христианскую мученицу. На эту тему регулярно высказываются разные старцы и патриотически настроенные священники.
Но на их пути встаёт очень неудобная преграда:
Для того, чтобы быть христианским святым, как ни странно, надо быть христианином!
А Зоя Космодемьянская, вообще то, была комсомолкой и атеисткой.
Один из аргументов за канонизацию, что у Зои дед был священником. Но религия это не гемофилия, и по наследству не передается. Религия — это сознательный выбор взрослого человека. И его не заменят ни верующие родственники ни даже крещение в детстве.
Но может быть Зоя была верующая? К сожалению для РПЦ, Зоя жила не в Римской Империи, а в СССР, и про жизнь Зои слишком много известно. Например, известно, что в детстве Зое нравился древнегреческий миф о Прометэе, а не совсем не Библия. А это — две большие разницы. Прометей украл огонь у богов и дал этот огонь всем людям, чтобы им лучше жилось здесь и теперь. А Иисус Христос говорил про загробную жизнь, а в земной жизни наоборот, то крестьянских свиней потопил в озере, то из множества больных возле овечьей купели исцелил только одного расслабленного, даже власть оккупантов из Римской империи не сверг — за что и получил от своих современников то, что получил. То есть Иисус Христос своими чудесами показал, что может улучшить земную жизнь людей, но не хочет. Так что вряд ли Зое Космодемьянской Иисус Христос был бы хоть немного симпатичен.
Вот только в православной церкви Иисус Христос не главный персонаж (к сожалению). Есть и иконы Божьей матери, и святые, и молитвы на любой вкус и на все случаи жизни. Так что, чисто теоретически, Зоя могла бы не любить Иисуса Христа, но в церковь ходить.
Вот только за хождение в Церковь в довоенное советское время Зою бы быстро исключили из комсомола! Но православные активисты со своими фантазиями далеки от реального мира, и они живут в выдуманном фэнтэзийном мире, где молитвы работают с большей эффективностью, чем магия в толкиновском средиземье и священники поднимают красноармейцев в атаку. А еще в православном фэнтэзийном мире, который описан в книгах Несвятые Святые и Отец Арсений, Зоя могла бы в школе восхищается героями Аркадия Гайдара, а после школы тайно ходить в церковь и восхищается мемурарами классового врага - царицы Александры.
Следуя логике православных активистов, фильм "Зоя" должен был бы быть мистическим триллером, в котором пионерка Зоя снимает красный галстук и повязывает как головной платок и идет в церковь. В церкви она видит тайных христиан - своих школьных учителей, а так же знакомых ветеранов гражданской войны, которых воцерковляет спустившийся с небес дед Зои Космодемьянской, которому в это время положено спокойно лежать в могиле. Вот на такое кино мы бы пошли!
Кстати, несколько слов про деда Зои Космодемьянской. В 1918 году его утопили в пруду. Так что воспитать внучку 1923 года рождения в христианской вере он не успел. Разумеется убили деда Зои, по версии православных активистов, ни за что, точнее как христианского мученика, за веру в Бога. А официально убили за контреволюциионную деятельность. Для тех кто не в курсе, мы поясняем, что такое контреволюционная деятельность: Революция отдала церковные сельскохозяйственные земли крестьянам отняв их у духовенства. А контреволюционеры хотели эти земли вернуть прежним хозяевам, чтобы те, как и раньше могли их сдавать в аренду и жить с этого.
Но вернёмся из православного фэнтэзийного мира в реальный мир.
Читая православных авторов, создается ощущение что каждый герой войны и труда тайно ходил в церковь. Каждый находил где то клочок из Библии (вероятно Библию печатали в советских газетах, иначе откуда столько клочков), читал его и становился христианином. Таких персонажей неофициально называют клочкобиблейцами (от клочок из Библии).
Кстати если бы столько людей ходили в церковь, то на них просто не хватило бы церквей!
А еще в то время не было телефонов и телевизоров и люди много общались в живую, в том числе на тему кто зачем куда пошел. Так что если кто то тайно ходит в церковь об этом быстро бы узнали.
Но главный аргумент против того, что Зоя была христианкой это то, что в советское время у пионеров, комсомольцев и коммунистов не приветствовалась тайная жизнь, когда в коллективе ты марксит-ленинист, а дома читаешь диссидентскую литературу. Это стало модно в 80х годах, но ни как не в 40х. Таким двуличным человеком мог бы быть автор "Несвятые Святые" - митрополит Тихон Шевкунов, который в это время жил. Но таким двуличным человеком не могла быть Зоя Космодемьянская - она жила в другое время.
И тем не менее, старцы говорят, что Зоя, как мученица пострадала за свой народ, прямо как ее злейший классовый враг царь Николай-2. Но в вообще то:
христианские мученики страдают за Христа. То есть христианского мученика пытают и убивают за его религиозные убеждения или за отказ делать то, что ему запрещает религия. Например, за отказ участвовать в религиозных обрядах другой религии.
Есть ли где нибудь подобие религиозности в теме Зои Космодемьянской?
Там просто война. Со времен каменного века люди воюют и жестоко убивают пленных. И во все времена было немало тех кто стойко выдерживал жестокие пытки. Тогда давайте канонизировать индейцев Северной Америки или древних спартанцев. Ну а заодно и уголовников, которые в своих бандитских разборках бывают очень жестоки.
Последняя надежда православных активистов втянуть Зою Космодемьянскую в христианские святые - это покаяние перед смертью. Но то, что сказала Зоя перед смертью, слышало много свидетелей. И ни чего про религию она не говорила. Более того Зоя, в отличии от Стеньки Разина или Емельки Пугачёва, даже не попросила прощения у тех, чьи дома подожгла, и не помолилась, хотя возможность была.
Итого: Зоя Космодемьянская - это характерный пример того, что можно мужественно выдерживать жестокие пытки, но не быть христианином. И более того, можно умирать не только за христианскую веру, но и за что то другое, например "За Родину" и "За Сталина". И причем без всякой религиозности.
Напомним, что религия - это определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, а Зоя умерла за вполне естественные вещи, и это были не «булочка и трамвайчик» как показано в фильме "Зоя". Зоя умерла за Советскую власть, которая была вполне реальной, и поэтому не была религией, и наоборот боролась с использованием религии для эксплуатации человека человеком.
Но почему тогда активистам РПЦ так хочется сделать из неё христианскую мученицу?
Ответ находим в истории христианской церкви, которая традиционно давала свой новый христианский смысл старым языческим праздникам и обрядам. Именно поэтому в русской культуре тесно переплетены христианские и языческие элементы. Особенно хорошо это видно на масленицу, когда вроде праздник христианский, а наполнение всё из языческого празднования встречи весны.
На практике это происходило так. Христианские миссионеры не спорили с языческими жрецами и тем более не убивали их. Они рассказывали про христианских святых истории похожие на то, что было у язычников. Например, у язычников был Перун, который заведует громом и молнией и у христиан есть святой Илья Пророк, который тоже заведует громом и молнией. Следовательно язычник видел в рассказе про Илью Пророка своего старого знакомого Перуна. И то что Илья Пророк служит еще более крутому персонажу по имени Иисус Христос вызывало интерес и к христианству. А потом когда все покрестятся, то христианская культура накладывалась гармонично на языческую культуру, что и подтверждается данными археологии.
По этому же принципу идет и РПЦ, создавая новые мифы, в которой герои Великой Отечественной войны вдруг оказываются христианами. Если такой миф приживётся в обществе, то РПЦ смело может заявить что войну выиграли православные христиане под руководством Святой Церкви.
Во времена средневековья это проходило потому, что христианская церковь обладала монополией на информацию. Только в церкви можно было научиться читать и писать. Только в церкви были книги. И только в условиях монастыря можно было подготовить мудреца, который мог бы придумывать христианский смысл языческой культуре. Против церкви у язычников было только устное народное творчество, которое радостно вбирало в себя новые христианские мифы вместо того чтобы бороться с ними.
Однако, сейчас на пути христианских мифологизаторов встает наука, всеобщая грамотность и свободный доступ к информации. Более того, события Великой Отечественной войны очень хорошо задокументированы и мифы разбиваются вдребезги об факты и научные данные.
Таким образом пытаясь мифологизировать историю, РПЦ публично выставляет себя мракобесами, просто потому, что сейчас не средневековье и те информационные методы которые были эффективны в средневековье, сейчас морально устарели и не работают.
Блогеры Колян Платков и Лена Магадан
Приглашаем посетить наш ютуб канал «Платочек»
www.youtube.com/платочек
В частности там есть наше видео про Зою Космодемьянскую.
Ну и в заключении для самых непонятливых повторяем:
Зоя Космодемьянская не христианская мученица потому,
что она не христианка, а атеистка!
Зоя Космодемьянская не христианская мученица потому,
что она не христианка, а атеистка!
Зоя Космодемьянская не христианская мученица потому,
что она не христианка, а атеистка!
Зоя Космодемьянская не христианская мученица потому,
что она не христианка, а атеистка!
Зоя Космодемьянская не христианская мученица потому,
что она не христианка, а атеистка!