Даже странно, что других не было (или я не слышала о них).
Мистификация - это так притягательно. В наше время есть некий Atticus, поэт, который ходит всюду в маске (боится наверное, что растерзают, увидев красоту неземную)). И даже странно, что в Серебряном веке была лишь одна, сведшая в одно время с ума весь цвет поэтов и художников тех лет.
Поэт и издатель С. Маковский, на которого и были направлены основные чары обольстительницы, увлекся больше всех. Впрочем, и остальные тоже. Вот как он писал об этом в воспоминаниях:
Влюбились в нее все «аполлоновцы» поголовно, никто не сомневался в том, что она несказанно прекрасна...
Убежденный в своей непобедимости Гумилев (еще совсем юный тогда) уж предчувствовал день, когда он покорит эту бронзово-кудрую колдунью: Вячеслав Иванов восторгался ее искушенностью в «мистическом эросе»; о Волошине и говорить нечего. Но всех нетерпеливее «переживал» Черубину обычно такой сдержанный Константин Сомов.
Кто же такая загадочная Черубина де Габриак?
По этим псевдонимом скрывалась Елизавета Ивановна Дмитриева, некрасивая и небогатая, но талантливая и с чувством юмора учительница.
С детства на ее долю выпало не мало испытаний: от туберкулеза рано умер отец, она сама болела, в течение 9 лет была прикована к постели, осталась хромой.
Однако, получила хорошее образование.
В 1904 году с золотой медалью закончила гимназию , в 1908 году — педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература. Одновременно слушала лекции в Университете в Петербурге по испанской литературе и старофранцузскому языку, после чего непродолжительное время училась в Сорбонне.
После чего преподавала, делала переводы с испанского, писала стихи. Посещала встречи поэтов "на башне" Иванова, где познакомилась с Волошиным.
1909 г. становится судьбоносным для Дмитриевой. У нее начинаются отношения с Гумилевым (если верить ее "Исповеди"). Отношения нервные, сложные и нехорошо закончившиеся оскорблениями. Немного позже дело осложнилось скандальной дуэлью между Волошиным (отстаивающим честь дамы) и Гумилевым.
Лето Дмитриева проводит на даче Волошина в Коктебеле. Там же рождается Черубина де Габриак. При живейшем участии Волошина, обожавшего такие штуки.
«Черубина де Габриак» — ревностная католичка, родившаяся в 1877 году и получившая строгое воспитание в монастыре. За каждым ее шагом день и ночь следят строгий отец и ее исповедник, монах-иезуит, поэтому она не может общаться напрямую, а только через переписку. Постоянно намекала на то, что, скорее всего, уйдёт в монахини и замолчит.
Черубина — графиня, отец её — испанец, мать русская. Такова легенда.
И 1 сентября 1909 г. Маковский получает письмо, переложенное сухими травками со стихами от прекрасной незнакомки "Ч".
И увлекается, потеряв голову. Стихи кажутся ему совершенными, а сама незнакомка - чарующей. К тому же Черубина взялась звонить и по телефону и от ее голоса можно сойти с ума. Конечно, он печатает стихи в журнале "Аполлон". К Черубине-Дмитриевой приходит слава.
Но вскоре следует и разоблачение. Маковский уговаривал себя, готовясь к встрече, что внешность неважна, что "сумела же она его очаровать", только это главное. И все же оказался не готов к суровой действительности:
Дверь медленно, как мне показалось, очень медленно растворилась, и в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы? Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность. И сделалось до слез противно и вместе с тем жаль было до слез ее, Черубину…
Так все закончилось. Слава тоже быстро сошла на нет. Дмитриева вышла замуж за человека, далекого от поэтических кругов и уехала в Туркестан, где увлеклась антропософией.
В 1921 г. их с мужем арестовали в Петрограде и сослали в Екатеринодар, где познакомилась с Маршаком. Впоследствии работала с ним. Мало кто знает, что она является соавтором детских пьес для театра, в том числе знаменитой "Кошкин дом"!
В 1927 году по предложению близкого друга последних лет, китаиста и переводчика Ю. Щуцкого , она создала ещё одну литературную мистификацию — цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанных от имени «философа Ли Сян Цзы», сосланного на чужбину «за веру в бессмертие человеческого духа».
Умерла в Ташкенте, в ссылке (за увлечение антропософией) от болезни. Ей был всего 41 год.
Интересная и трагическая судьба.
А что же стихи? Многие о Богоматери, религии, цветисты и высокопарны. Но мне нравится вот это:
Я только не понимаю, почему ее считали столь уж некрасивой. По фотографиям вполне миловидная женщина. А уж как она умела себя подать! Удивительно, что так все сложилось.