Найти тему

Миф: Красная Армия превосходила Вермахт численностью в начале войны

Красная Армия действительно превосходила вооруженные силы Третьего Рейха по некоторым параметрам, но в целом представление о тотальном превосходстве Красной Армии над Вермахтом по численности личного состава и количеству танков ложно.

Фактически численное превосходство Красной Армии над Вермахтом возникает, когда мы сравниваем только ту часть, которая участвовала в нападении на СССР, и всю Красную Армию в целом. По состоянию на 22.06.41 г. в составе Красной Армии было 5,5 млн человек (в том числе 0,5 млн призывников) против Вермахта при общей численности 7,23 млн человек. То есть без учета армий стран-оси(соотношение 10/13).

Непосредственно на советско-германском фронте Красная Армия насчитывала 2,74 миллиона человек, еще 619 тысяч находились в резерве, тогда как численность войск Вермахта и их союзников, участвовавших в нападении на СССР, по разным данным колебалась от 3,8 до 4,9. миллион мужчин.

При общем превосходстве в танках у 90% советских танков броня варьировалась от 6 до 22 мм, то есть их можно было подбить из противотанкового ружья с дистанции до 1 км. Вермахт превосходил Красную армию по танкам и САУ с противоракетной броней примерно в 2,5 раза.

По данным на 22.06.1941 г., тогдашняя Красная Армия существенно или совсем не отставала от Вермахта по таким «техническим» показателям, как реактивная артиллерия, БТР, транспорт, мотоциклы, и кое-как по качеству живой силы - по форме , о разнице в образовании (у немцев было общее среднее образование с 1880-х гг.).

Некоторые «историки» предполагают, что Красная Армия проиграла начало войны только потому, что она якобы не хотела и не могла воевать, и что Сталин якобы только уничтожил армию, казнил военных и фанатично верил Гитлеру. На самом деле первые поражения Красной Армии произошли по нескольким серьезным причинам, которые в совокупности привели к глубокому отступлению в 1941 году:

  • Во-первых, у вермахта было преимущество неожиданности. Советское командование до последнего момента не знало точного времени удара. В результате приказ о приведении войск в боевую готовность поступил всего за несколько часов до начала немецкого наступления. Это привело к неспособности организации отразить самую массовую военную интервенцию в мировой истории.

  • Во-вторых, вермахт имел превосходящую численность солдат на восточном направлении (то есть направлении главного удара): 190 немецких дивизий против 170 советских. При этом численность дивизий немецкой армии была в 1,5-2 раза больше, чем советской, а концентрированный удар по нескольким направлениям привел к тому, что немцы имели большее превосходство в живой силе и технике - с 3-х. до 5 раз.

  • В-третьих, несмотря на наличие огромного количества танков и самолетов, неподготовленной Красной армии не хватало боеприпасов и горючего. Такая ситуация наблюдалась при контратаке советских бронетранспортеров в районе Дубно-Луцк-Ровно с целью остановить продвижение немцев. Приблизительно равные силы в этом бою советские войска были разбиты и вынуждены отступить в основном из-за нехватки топлива и боеприпасов - первый крупный удар немецкой артиллерии и авиации был направлен по складам ГСМ (Нефть, Масло и Смазочные материалы). и оружие в приграничных районах, которое в конечном итоге было уничтожено в первые дни войны. Было практически невозможно быстро организовать эффективную подачу боеприпасов и горючего для огромной пограничной группировки Советской армии.

  • В-четвертых, ни Красная Армия, ни какая-либо другая армия мира в то время не имела опыта успешного противодействия немецкой тактике массированного наступления с применением танковых клиньев и быстро наступающих далеко идущих моторизованных групп, которые также поддерживались мощная и слаженная поддержка с воздуха. В 1940 году эта наступательная стратегия и превосходство немецких танков позволили осуществить блицкриг во Франции, которую затем через месяц завоевали.
-2

Рецепт противодействия этой тактике к 1941 году еще не был придуман и опробован. Ситуация существенно осложнялась тем, что нацистское вторжение 22 июня 1941 года было беспрецедентным по своим масштабам. Ни степные бои против японцев на Халхин-Голе, ни война в Финляндии в болотах и ​​лесах Карелии (и условия, и противники, и масштабы боев там были совершенно разные) не могли дать красных впечатлений. Армия.

Кроме того, в Красной Армии, которая только недавно увеличила свою численность, еще не хватало опытных офицеров, а значительная часть остальных офицеров продолжала ориентироваться на опыт Первой мировой войны и Гражданской войны, которые прошли до полного -оплодное начало автомобильной эры.