Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Минобр потерял берега

Система образования Франции на грани катастрофы. Несмотря на сложности, связанные с санитарным кризисом, финансирование школ в этом году станет самым низким за последние годы. Средние и старшие классы ждут сокращение учебных часов, слияние классов, увольнение тысяч учителей – и это на фоне роста числа учеников.

Учителя и родители учеников готовятся к сопротивлению разрушительным планам Министерства образования.

Учителя уже везде работают на грани нервного срыва. Они не выдерживают бесконечной череды санитарных протоколов, не дающих педагогам работать в нормальных условиях, и живут в стрессе, так как понимают, что, несмотря ни на что, ограничительные меры не защищают от вируса ни их, ни их учеников – о чём свидетельствуют последние статистические данные. На горизонте маячит угроза пенсионной реформы, а громкие обещания перерасчёта зарплат остались пустым звуком. Например, в старшей школе реализация преобразований остаётся более чем проблематичной. Можно было бы надеяться, что в сложившейся ситуации министерство не станет искать новых способов дестабилизации подведомственной ему системы образования.

Но нет. План на 2021-2022 учебный год станет, вероятно, одним из самых катастрофических нововведений за последние десятилетия. «Школьная карта» скрывает за собой географическое распределение по школам образовательных материалов, часов и преподавателей. Пока осенью следующего года в лучшем положении окажется младшая школа, где потери среди сотрудников составляют только 1 %. «В лучшем», потому что её не так касается главная мера программы Бланке. Удваивать будут старшие группы детского сада, а также первые и вторые классы начальной школы приоритетного образования. При этом не планируется нанимать необходимое количество новых учителей, что приведёт к тому, что в классах всех других образовательных программ будет перегруз, влекущий за собой ухудшение условий преподавания.

Но самые тяжёлые последствия нововведения ожидаются в средней школе. Учитывая, что к началу учебного года ожидается увеличение потока учащихся примерно на 14 000 человек – а учительский штаб планируется сократить на 1 900 рабочих мест, катастрофа, увы, предсказуема. С середины января школы получают информацию о выделенных на них средствах, и итог звучит удручающе: повсюду исчезают учебные часы, ликвидируются должности, закрываются классы. И фокус с «компенсацией» потерь за счёт оплаты дополнительных часов никого не обманул, просто потому что большинство учителей, имеющих возможность вести дополнительные учебные часы, уже их ведут! Поэтому неудивительно, что повсюду объявляются забастовки на улицах и на рабочих местах, собрания, на которых учителя и родители учеников все вместе выступают против министерских решений и заявляют, что на учёбу нужно выделять столько ресурсов, сколько нужно.