Эпитет «легендарный», часто применяемый к описанию всех без исключения советских автомобилей, свидетельствует, как мне кажется, не об истинной легендарности, а как минимум о скудности авторынка тех лет и сопутствующих особенностях экономики СССР. Трудно отрицать, что абсолютное большинство советских автомобилей было создано на базе западных разработок, или при активном участии западных компаний (это осталось традицией и в наши времена). Какая уж тут легендарность…
Но были и исключения. Выпущенная в 1977 году «Нива» стала настоящей легендой – первым в мире настоящим компактным кроссовером со способностями истинного внедорожника. Ее преемника начали разрабатывать на ВАЗе еще в восьмидесятых, но по очевидным причинам все пошло не так. Даже в девяностых годах у ставшего яблоком раздора среди различных авторитетных бизнес-интересов завода не оказалось средств на выпуск ВАЗ 2123; ходовые образцы были готовы лишь в 1996 году, «финальный» автомобиль показали на Московском международном автосалоне (ММАС) в 1998 году, но грянувший кризис привел к тому, что мелкосерийное производство силами ОПП (Опытно-промышленного производства) стартовало только в 2001 году.
Совместное предприятие АВТОВАЗа с GM позволило вдохнуть жизнь в проект, получивший иностранное название Chevrolet Niva (СП была передана лицензия на модель 2123 и право на использования наименования «Нива», в результате «оригинальная» «Нива» стала 4х4). Уже год спустя в Тольятти были построены цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.
С одной стороны, «Шнива» вроде бы опоздала с появлением на рынке лет на пятнадцать, но с другой – оказалась довольно удачным «апгрейдом» для тесной и аскетичной “первой” «Нивы». Больше комфорта и вместимости при сохранении проходимости и доступной цене – кратчайший путь к сердцу покупателей, и «шнива» его прошла, в зените своей «карьеры» блиставшая даже версией с 122-сильным атмосферником Opel Z18XE (та самая FAM-1).
В СП усиленно работали над моделью «Нивы» третьего поколения. Новый внедорожник был разработан при активном участии инженеров GM. Сохранив общую компоновку с продольным двигателем, постоянным полным приводом с понижайкой и блокировкой межосевого дифференциала, автомобиль должен был стать крупнее и современнее во всем. Например, на него планировалось ставить 135-сильный 1.8-литровый атмосферник PSA, пятиступенчатую МКП с раздаткой производства GM. Двигатели должны были производить во вновь построенном цехе (его начали строить аж в 2012 году). В цехах СП было смонтировано новое окрасочное и штамповое оборудование для производства «Нивы-3». Ходовые прототипы испытывали в России и Европе. Концепт, разработанный дизайнерами GM под руководством чеха Ондрея Коромаза из китайского офиса GM, стал звездой ММАС 2014 года.
Но времена менялись. АвтоВАЗ постепенно становился все более полноправной частью группы Renault альянса Renault-Ниссан. Международные санкции поставили крест на уже начавшемся строительстве второй площадки завода в Тольятти. Проект «Нива-3» был окончательно заморожен, а «Шнива» осталась на конвейере.
С годами кузова поставлялись с АвтоВАЗа производство СП все в меньшем количестве – возможно по причинам простого падения спроса, а может быть и потому, что новым хозяевам АвтоВАЗа это было не так уж выгодно. Но не будем разводить конспирологические теории – в 2019 году АвтоВАЗ выкупил 50% долю у американцев, и вернул «Ниву» себе. Автомобиль поначалу продавался с тем же дизайном и новыми шильдиками, но уже через несколько месяцев сменил облик и название – встречайте Lada Niva Travel.
Память у СМИ короткая – многие тут же окрестили автомобиль клоном Toyota RAV4 . Конечно, отсылка к проекту 2014 года и вообще автомобилям GM того времени (Captiva, Trailblazer) вносит ясность, да и от Toyota почему-то нет претензий, но в наше время дело до деталей?
Именно модификация внешнего вида – вторая важная часть того, что произошло автомобилем, после возвращение оригинального тотема и подведомственной принадлежности.
Поскольку этот дизайн изначально планировался для нового автомобиля, а не для рестайла, одутловатый профиль кузова с закругленными углами несколько контрастирует с острыми гранями передка. Вместе с тем, получилось неплохо, и Lada Niva Travel вовсе не выглядит пингвином со слоновьей головой. Машина стала агрессивнее и не побоюсь сказать — гармоничнее! И, кстати, совсем не похожей на Toyota RAV4.
В новых фарах есть ДХО, но это не светодиодный свет, а просто лампочки. В наше время это называли «габариты».
Большие металлические шаклы тут помещаются с трудом, работать с ними неудобно. Оптимальное решение – использование софт-шаклов.
Под тяжеленным капотом без пневмоупоров – «старый добрый» двигатель ВАЗ-2123. Вот где сочетание старого с новым. Родословная этого мотора уходит корнями в семидесятые года прошлого века, несмотря на наличие распределенного впрыска топлива. Объем 1.7 л, 80 л.с., 8 клапанов, скромный крутящий момент в 127.5 Нм при 4000 об/мин.
Крылья, двери и боковины оцинкованы с одной стороны (в случае с дверями это касается и внутренних панелей), панели пола с двухсторонней оцинковкой.
Трансмиссия не изменилась — постоянный полный, понижайка, блокировка центрального диффа. Во всех версиях выведены сапуны и есть стальная защита. А вот встроенных креплений для лебедки, которые были на “шниве” в “внедорожных” версиях LE и LE+, я в списке оборудования нынешней модели Off-Road не нашел.
Легкие двери хлопают, щелкают замками, как и 20 лет назад — это настраивает на определенный лад. Только не надо негатива — например, конструкторы “Гелика” считают клацанье замков важной фирменной чертой своего авто, и сохранили его в новом поколении.
Интерьер практически не изменился с прошедшей модификации, в ходе которой на панели вырос небольшой мультимедийный экран.
Качество графики на нем посредственное, но она лучше звучания аудиосистемы. Слушать в этом автомобиле приятнее всего «Сектор Газа» или «ГрОб».
Блок управления режимами ГУ расположен не под экраном, а под блоком климата, в месте, где раньше стояла магнитола.
Камера заднего вида с омывателем, но на нашей машине форсунка требовала калибровки — лила на задний номер. Впрочем, решить эту проблему при помощи иголки за 5 секунд ничего не стоит. О, этот давно забытый сладкий процесс послепродажной доводки, никакой “анпакинг” модных айфонов с ним не сравнится! Проверка на других автомобилях показала, что это особенность конкретно нашего автомобиля, на других машинах камера работала отлично. В общем, проверяйте при покупке!
Что касается самого салона, то поначалу кажется, что пластик бутафорский, а старинные кнопки и широкие дефлекторы вывалятся по нажатию руки, но нет — да, материалы недорогие, но все подогнано отлично, ни при каких обстоятельствах в салоне ничего не хрустит даже при езде по бездорожью, а кнопки, крутилки и дефлекторы сделаны достаточно добротно, хотя и откровенно старомодно. Помню, как разваливался салон на новенькой 21083 2001 года — тут все намного лучше сделано.
Несмотря на отсутствие регулировки руля по вылету, эргономика в “Ниве” мне нравится, сидеть удобно, а блага цивилизации вроде встроенной навигации, мощных USB разъемов, кондиционера, подогрева лобового стекла вполне себе скрашивают быт нивовода. Кнопки центрального замка нет — вместо нее флажки на дверях. Ну, или можно управлять ЦЗ с ключа. Единственный ощутимый эргономический прокол — когда подлокотник развернут в сторону водителя, неудобно пользоваться ручником.
Сзади удобств меньше — места для ног высоких людей маловато, нет подлокотника, только подстаканники (на обратной стороне поворотного подлокотника водителя). Либо то, либо другое) 2 мощных USB в зоне доступа, но на дверях — весла вместо клавиш ЭСП. Хорошо, хоть без заусенцев, как на “классике” двухтысячных годов периода…
Багажник прямоуголен, но невелик. Открывая вбок его утяжеленную запаской дверь со слабым фиксатором, можно полюбоваться на новые полностью светодиодные задние фонари.
На асфальтовом ходу Lada Niva Travel противоречива.
В минусах — тяжелая и не очень информативная педаль сцепления, вялая реакция слабенького двигателя на акселератор на груженом автомобиле. Динамика автомобиля скорее измеряется геологическими методами, нежели секундомером (даже в паспорте — долгие 19 секунд до сотни). Ехать быстрее 120 км/ч некомфортно — уже на 100 км/ч на тахометре 3000 об/мин, и это на высшей пятой передаче! При этом, как мы помним, автомобиль довольно прожорлив — 12 литров 92-го — не предел. В предельных положениях руля механизм ГУР издает грустное гудение. Сам по себе руль тоже длинный и не особо информативный.
Вместе с тем, плавность хода замечательная на любом покрытии, даже очень сильно разбитом асфальте или грейдере. Пробить подвеску, кажется, невозможно. Стабильность на прямой отличная. Обзорность замечательная, что в городском движении, что при парковке (особенно после калибровки омывателя камеры, ведь находится она над низко висящим номерным знаком). Мотор хотя и не особо тянет, но и не глохнет при неаккуратном трогании.
Глубокие колеи, лежащие посреди дороги бревна, снежные брустверы — все это автомобиль переползает, проскакивает, преодолевает.
Любое направление покорно, стоит активировать понижающий ряд и блокировку центра — покуда снег под днищем не уплотнен до предела, и колеса на длинноходных подвесках не повисли в воздухе, “нивушка” будет ехать.
Ровно настолько, что я первым делом съехал с пробитой для нас колеи и совершенно сознательно загнал машину в снежный наст такой глубины, что вылезать из автомобиля пришлось через окно — двери не открывались.
Зная, чем все окончится, остановился для фотосъемки, после чего машина основательно прилипла днищем к утрамбованному им снегу. Благо, у нас было несколько машин поддержки с тросами.
Пейзажи оврагов и полей в России радуют глаз и греют душу, несмотря на холод и мнимое однообразие.
В ходе тест-драйва заехали и в Жигулевские горы, удивившие меня своим масштабом. Вершина горы Стрельная, вроде как, находится на высоте всего 351 метр над уровнем моря, а ощущений на свистящем, ревущем ветру — на всю тысячу.
На гору ведет серпантин, в некоторых поворотах попробовали автомобиль в глубоких скольжениях. Если поддерживать высокие обороты и быстро работать рулем и педалями, ехать на Niva Travel можно красиво, но делать это на пути в гору гораздо труднее, чем на спуске.
Но важно не забывать, что автомобиль хоть и оснащен двумя подушками безопасности, но в нем нет системы ESP, только ABS — за рулем нужно трезво оценивать свои водительские навыки.
Ответ на вопрос, нужен ли этот автомобиль, в российской глубинке лежит на поверхности. Плохие и очень плохие дороги в стороне от федеральных трасс, “направления” между деревнями и объектами интереса. Возможность комфортного и уверенного перемещения в любую погоду дорогого стоит, а лишних денег нет. В итоге в местных деревнях у каждого второго дома стоит “Нива” или “Шнива” (местная специфика — у многих есть и снегоходы).
Несмотря на значительное преображение облика (и, как мне кажется, имиджа), Lada Niva Travel подорожала незначительно (на фоне общего удорожание всего и вся) — от 10 до 26 тысяч в зависимости от комплектации. “Топовая” модификация Luxe Off-Road, на которой мы катались, оценивается в 905 900. За эти деньги новых настоящих внедорожников нет. Вариантов б.у. множество — от трехлетнего УАЗ Patriot до 15-летнего Land Rover Defender. Но учитывая, что 35% автомобилей Niva Travel продается в корпоративные парки, а остальные, по большей части, в кредит — рассуждения о природе вещей, думается, тщетны.
В общем, есть все основания предполагать, что из всех моделей Lada самостоятельной и совместной разработки, именно Niva Travel останется на конвейере АвтоВАЗа дольше всех — даже после того, как через несколько место Granta и Vesta заменят модели, созданные целиком на платформах и силовых агрегатах альянса (это коснется и новой Niva). Собственно, грядущая неизбежная трансформация модельного ряда объясняет и отсутствие вложений в “технику”.
А я в очередной раз буду ждать возможности отправиться на Niva куда-нибудь в глушь, чтобы насладиться возможностями этого неприхотливого и очень проходимого аппарата, вызывающего безоговорочное чувство симпатии.
Теперь вам слово, уважаемое читатели. Что думаете про Lada Niva Travel — стоит ли ее покупать, если живешь или часто ездишь там где плохие дороги и бездорожье, или за эти деньги нужно выбрать что-то другое? Если да, то что? Буду рад вашим , дополнениям и комментариям!