Найти тему

Единая ли система организации воздушного движения в России?

По инициативе Совета ветеранов аэронавигации России , к 48-й годовщине ЕС УВД СССР, представителями Экспертного совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ» проведен Ретроспективный анализ , касающийся вопросов межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности полетов при управлении воздушным движением, а также развития Единой системы организации воздушного движения и государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации.

Из анализа:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы наметилась тенденция роста авиационных инцидентов с участием гражданских и/или государственных воздушных судов по причине неудовлетворительной координации взаимодействия между органами ЕС ОрВД и органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства.

Исторически структура построения системы управления воздушным движением изменялась от военно-гражданской двух ведомственной системы в 1973 — 1990 и 1994 – 2005 годах, до создания единых общегосударственных отраслевых органов исполнительной власти в области использования воздушного пространства и управления воздушным движением (1990, 1992 и 2005 годы).

С 2009 года — это ведомственная Единая система организации воздушного движения в составе Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), – руководящего органа ЕС ОрВД РФ.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ

1. Отсутствие в ЕС ОрВД соответствующих межведомственных координационных органов федерального и регионального уровня, сформированных в целях повышения безопасности полетов и усиления межведомственной координации в области использования воздушного пространства.

2. Наличие противоречий в положениях о Минтрансе России, Росавиации, Ространснадзоре, нормам, установленным Воздушным кодексом Российской Федерации. Полномочия Минтранса России, Росавиации и Ространснадзора, установленные Правительством Российской Федерации, в части, касающейся использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, а также их распределение (делегирование) соответствующим структурным подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), — не соответствуют нормам Воздушного кодекса РФ.

3. Подведомственный Минтрансу России надзор за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации , в части использования воздушного пространства, является недостаточным и допускает разноречивое толкование норм Воздушного кодекса Российской Федерации и ведомственных актов.
Примечание: иначе трудно объяснить, почему в течение последнего десятилетия остаются не замеченными противоречия отдельных норм, указанных нормативных правовых актов, Воздушному кодексу Российской Федерации .

4. Отсутствие в положениях о названных выше ФОИВ соответствующих норм о государственном регулировании использования воздушного пространства и назначении уполномоченных органов в области использования воздушного пространства свидетельствует об отдельных упущениях в процессе разработки положений для представления к утверждению Правительством Российской Федерации.
Примечание: данное обстоятельство может наводить на мысль о том, что Государство — Российская Федерация, отказалось от государственного регулирования использования воздушного пространства и назначения уполномоченных органов в этой области .

Координатор Совета ветеранов аэронавигации России, Почетный председатель Общественного совета  МОД «Аэронавигация Без Границ», Лауреат Государственной премии СССР за работу в области управления воздушным движением, Почетный работник транспорта Российской Федерации, ч лен  Всемирного фонда безопасности полетов В.Г. Шелковников.

Почетный председатель Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ» , Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кандидат технических наук Ю.П. Дарымов.

Координатор Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ» , Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кандидат технических наук  А.М. Барановский.

Полный текст Ретроспективного анализа, см. здесь >

Приложение к анализу «Авиационные инциденты  с участием ВС гражданской и/или государственной авиации в 2018 — 2020 годах», см. здесь >