Мы не любим ограничений. В детстве мы бунтуем, когда родители говорят нам перестать играть и ложиться спать, а во взрослом возрасте жалуемся на всевозможные законы. Независимо от нашего возраста, мы ценим нашу свободу. Поэтому неудивительно, что вера в свободу воли ассоциируется с большим удовлетворением от жизни. Сама мысль о том, что наши действия могут быть не совсем нашими собственными, кажется, по меньшей мере, тревожной. Когда в ходе общественных дебатов возникают сомнения относительно того, можем ли мы на самом деле называть себя авторами наших действий, часто происходят катастрофические события. Затем растут страхи, что люди, которые перестают верить в свободу воли, также перестанут контролировать себя и начнут вести себя аморально. Психологические исследования, похоже, в некоторой степени подтверждают эти страхи, а вместе с ними и утверждение о том, что вера в свободу воли необходима для того, чтобы общество действовало ответственно. Но у этой веры есть и другая сторона. Профессор Оливер Геншоу и Бенджамин Фелоу из Кельнского университета решили выяснить, проявится ли тенденция приписывать ответственность за действия людей также и в случае с жертвами различных событий.
Группе из 312 человек в возрасте 18-66 лет были даны четыре рассказа для чтения, написанные первым человеком с точки зрения жертвы, такие как автомобильная авария или кража со взломом. В одном из четырех рассказов указывалось лицо, совершившее умышленное преступление (например, грабитель). После прочтения каждого рассказа респондентам было предложено определить по шкале
- Насколько ответственна жертва за то, что случилось.
- Насколько небрежными они были.
- Как сильно они заслужили то, что с ними случилось.
- Навлекли ли они это на себя.
- Затем они заполнили анкету, измеряющую их веру в свободу воли.
Было установлено, что вера в свободу воли в значительной степени связана с обвинением жертвы. Более того, возраст также коррелирует с обвинением жертвы, а это означает, что чем старше мы, тем больше мы склонны таким образом объяснять несправедливость мира.
Genschow и Vehlow опубликовали свои выводы в журнале "Сознание и познание", исследуя связь между верой в свободу воли и восприятием жертв преступлений или несчастных случаев, пролили новый свет на это общее убеждение. Они показывают, что более суровое наказание правонарушителей и большее вознаграждение за просоциальное поведение являются лишь частью эффекта. Получается, что вера в существование свободы воли связана с возложением большей ответственности также на жертв случайных ситуаций. Хотя это, несомненно, негативное явление, авторы видят в его результатах положительный аспект. Они указывают на то, что их исследование находится в оппозиции ко всем тем, кто показывает вред от неверия в свободу воли. Таким образом, они доказывают, что черно-белое восприятие мира имеет мало общего с реальностью.
Чему мы можем научиться из всего этого?
Если мы верим в существование свободы воли, мы должны особенно заботиться о том, чтобы услышать, что с кем-то что-то случилось. Мы можем, например, поставить себя в роль жертвы и только после этого говорить на эту тему. Но если мы верим, что свободы воли не существует? Ну, тогда нам должно быть легче выразить сочувствие жертвам преступлений. Но давайте будем осторожны и не будем слишком потакать преступникам. И - независимо от наших убеждений - давайте помнить, что милосердие и суровость - это две стороны одной монеты.