Эта история произошла больше семи лет назад. Вспомнилась мне на днях в разговоре со знакомыми, и, как оказалось, вызвала интерес. Видимо, не потеряла своей актуальности.
В одном кафе работали официантки. Работали, конечно, с переработками, но спрашивать о дополнительной оплате стеснялись. Хорошо, что хоть так платят, и такая работа есть. Обычное мнение обычного работника. Но вдруг работодатель сам предложил оплатить переработку. Только не прежнюю, а будущую. Но для этого нужно много работать. Производственная необходимость у этого работодателя возникла. Некому работать. Работники от «хорошей жизни» разбегаются.
В чем суть? Оставшимся официанткам предложили дополнительно поработать, при этом пообещали очень хорошо заплатить. Спрашиваю: «Сколько же все-таки вам обещали?». Отвечают: «Директор конкретно не сказал, но обещал, что «прям хорошо выйдет».
Дело даже не в этом, не в повышенной доверчивости и наивности молодых девушек-работниц, а в порядочности работодателя, точнее ее отсутствии.
Итак, в течение месяца, девушки, зная, что работают за «прям хорошо», приступали к работе в 7 часов утра. Сначала работа на кухне, потом клиенты весь день, мытье посуды, снова клиенты и так до… до двух часов ночи. Кафе работало до полуночи. Спали девушки в этом же кафе. Очень удобно, оказывается, на работу ехать не надо. Дома месяц не были, но работа себя оправдывала, точнее ожидание ее результата.
Вот такой вот девятнадцатичасовой рабочий день получился.
В месяц девушки наработали более 500 часов.
И им заплатили.
Заплатили по семь тысяч рублей.
Все так, как было указано в трудовом договоре.
Какие обязательства на себя взял работодатель, такие и исполнил.
Кому-то не нравится?..
Да! Не понравилось одной девушке, которая во чтобы то ни стало решила истребовать от работодателя причитающееся ей «прям хорошо» и отправилась в Государственную инспекцию труда, где написала жалобу, в которой подробно описала, как на месяц добровольно уходила в «рабство», надеясь заработать, и что в месяц было выработано свыше 500 часов.
«500 часов» звучит весьма неправдоподобно, сразу вызывает недоверие, в первую очередь, к работницам.
Государственный инспектор труда провел проверку по жалобе и установил:
девушки работали по документам по восемь часов, рабочее время вносилось в табель учета рабочего времени. По трудовому договору оплата труда составляла 7000 рублей. (МРОТ тогда был 5554 рубля). Ее же они и получили. Данных об огромных переработках получено не было.
Можете возразить: что за пример? А, может быть, девушки врут? Работали по восемь, а потом решили с работодателя что-то лишнее получить. Что ж, эта версия тоже имеет право на существование. Только вот проверить ее невозможно.
Представим, что за восемь часов ежедневной работы (за 40 часов в неделю) работница получает 7 тысяч рублей в месяц. 4 недели девушка находится на работе. «Чистое» рабочее время 19 часов в сутки. 19х28=532 часа. Даже если взять одинарный размер, не считая переработки, работодатель должен заплатить около 23 тысяч рублей. А если со сверхурочной работой - приблизительно 32550 (переработка) + 7000 = 39550 (рублей).
То есть, если работодатель был бы честный, около 40000 рублей надо было бы заплатить одной девушке. Свыше 30 000 рублей – незаконного дохода с одной официантки. С двух – около 60 000 рублей.
Некоторые считают, что им вот так можно развивать свой бизнес, стараются заработать любыми способами, игнорируя закон и интересы окружающих людей. Позиция некоторых работодателей: официантам много можно не платить. У них такие чаевые!
Сталкивался ли кто с такой проблемой? И как себя защищали?