Потребительство как феномен существует, конечно, давно. Наверное, с тех самых времен, когда люди научились хоть как-то откладывать продовольствие впрок и появились те кто умел это делать лучше остальных. Окружающие видели, что у таких людей, каким-то образом, выживает больше детей, они в среднем чуть здоровее, веселее, бодрее и вообще. Причем часть тех, кто за этим наблюдал, связывали это не с прозорливостью и мудростью вождя племени, а с тем, что когда им самим нечего жрать, эти откуда-то бесконечно достают запасы и постоянно что-то едят. В итоге делали соответствующий вывод - ешь больше и будет тебе счастье, вовсе не задумываясь о том, что потребовалось экономить и трудиться для этого загодя.
Так появились первые потребители, ставящие главным достижением своей жизни как можно обильное и разнообразное питание без приложения к этому сил и времени. Однако, это все еще не являлось обществом потребления - это были отдельные товарищи, таким или иным образом оказавшиеся в более выгодном положении в обществе по причине удачного рождения у успешных родителей или в зажиточном племени. Большинство же все-таки понимало и тогда, что для того что бы нажить это добро надо предварительно предпринять ряд некоторых не самых приятных действий, включающих в себя экономию, труд или нередко кровопролитие - определенную жертву.
Настоящее же Общество потребителей в историческом контексте сформировалось относительно совсем не так давно в Северной Америке середины двадцатого века, когда в Соединенных Штатах было прямо провозглашено что единственной богоугодной и правильной целью жизни каждого гражданина является максимальное потребление материальных благ. При чем именно в форме всеобщего потребительства независимо от социального статуса, положения или слоя, нации, цвета кожи и прочего. А мерой успешности, соответственно, являлась бы не какая-нибудь общественная польза или духовное развитие, а количество потребляемого товара - "американская мечта".
Разумеется, все это делалось отнюдь не из соображений морально разложить человечество и не во имя рая на земле. Это объяснялось, и до сих пор объясняется, чисто экономическими выгодами для отдельно взятой страны. Целью было дать толчок экономическому развитию: увеличить долю экспорта готового товара по отношению к экспорту сырья. И, что не удивительно, это сработало. Сработало, обратите внимание, для США. Для отдельной страны. Не для всех.
Далее, как не трудно догадаться, глядя на это все со стороны, окружающие тут же принялись брать на вооружение похожие принципы и для своих стран. Первыми за США принялись увеличивать ВВП на душу населения сателлиты США, страны старого света, затем это все начало расширяться частично на Южную Америку, Юго-Восточную Азию, Средиземноморье, в конце-концов развалился Советский Союз и тут же начал заниматься ровно тем же. Теперь мы прекрасно наблюдаем это в Китае, Индии и даже в странах Африки.
Сделав нехитрые логические построения, несложно прийти к выводу, что потребительством начнет рано или поздно заниматься все человечество. Или, по крайней мере, попытается. Ведь точно так же нетрудно догадаться, что работает такая схема только тогда, когда есть кому продавать избыточный товар. И, рано или поздно, настанет тот момент, когда все выродится и замкнется на себе. Это просто логика вещей. Это произойдет или уже происходит.
Наивно было бы полагать, что деятели государств, внедряющих и поддерживающих политику общества потребления не знают об этом и не думают как предотвратить назревающую катастрофу. Вместе с тем, очевидно, что и ни кто особенно не торопится предпринимать какие-то действия и меры по решению. Спрашивается, чем же таким руководствуются власть имущие, что вот так поступательно двигают общество к пропасти и ничего с этим не могут поделать? Или может быть не хотят?
Ответ, наверное, более сложный чем кажется, но принципиально он так или иначе заключается в том, что во-первых, это большие капиталы, которые будут до конца бороться за свое приумножение и не остановятся ни перед чем, включая их - капиталов - передел путем масштабных военных действий. А во-вторых, это вина самого потребительского общества, не желающая зачем-то вдруг прекращать жрать. Сложно заставить свинью отойти от корыта. А когда тебе с детства прививают знание о том, что это корыто единственное благо в твоей жизни, то и держаться за него будешь насмерть.
Что уж таить греха - я и сам до недавнего времени был адептом этой идеологии, да и, наверное, где-то подсознательно до сих пор им остаюсь. Во что бы то ни стало пытаясь обзавестись максимальным количеством материальных благ, не заметил как, в общем-то, пролетела значительная часть жизни. И признаю, что понимание приходит сложно и болезненно. Не каждый день осознаешь, что вся предыдущая жизнь была потрачена на преследование ложных целей. Тем не менее, мне кажется, человек настолько гибкое и живучее существо, что может сжиться с любыми неприятными для себя переменами. Я верю в человечество, хотя бы в население нашей, отдельно взятой страны, и, надеюсь, что мы в погоне за сиюминутным удовольствием, не шагнем в пропасть в очередной раз.
PS. To consume - to eat or drink, especially a lot of something.