Предубеждения - это опасный паразит, который может очень навредить вам и делу, которым вы занимаетесь.
Человек имеет привычку всегда стараться предугадать будущее, прежде чем что-то сделать, он представляет определенную картинку того, что произойдёт после, и поступает на основе неё. А опасна эта ситуация потому, что никакое будущее не является фактом.
Но мы подглядываем на эту картинку всегда: при выборе персонала, общении с клиентом, оценке потенциального партнера, выборе стартапа. И зачастую она оказывается неверной, заставляя нас уверенно совершать неправильные действия.
Расскажу вам одну историю. Однажды один человек ждал самолёта в аэропорту. Его рейс задержали, и поэтому он пошёл в буфет и купил себе пакет печенек. Он устроился поудобнее в зале ожидания, поставил рядом свою сумку, а в неё - пакет с печеньем. Он потянулся рукой, взял оттуда одну и съел. Сразу же после этого другая рука сидящего рядом человека тоже залезла туда и взяла печеньку. Человек не нашёлся, что сказать, и продолжал сидеть как ни в чем не бывало, при этом думая про себя, какой наглый рядом с ним человек. Каждый раз, когда он брал одну печеньку, его сосед брал вторую. Когда печенька осталась всего одна, сосед взял ее, разломал пополам и дал одну половинку человеку.
Жутко разозлённый чужой невоспитанностью, он пошёл на свой рейс. Сидя в самолёте, человек увидел, как из его сумки торчит та самая пачка печенек. Выходит, это он залез в чужой пакет. Оказалось, он встретил не наглого и невоспитанного, а напротив, очень доброго и великодушного путника.
Эта история хорошо показывает то, как сильно мы можем заблуждаться в своих собственных предрассудках и ярлыках. Решив, что мы, мельком оценив ситуацию, поняли ее до конца, мы рискуем попасть в ужасно глупое положение.
Когда дело касается других людей, мы особенно подвержены предубеждениям. Мы стремимся определить человека под какой-то шаблон, оцениваем на основе собственных ассоциаций, додумывая его личность и поступки на основе нашего собственного небольшого опыта.
Для подбора работников, выбора партнеров и оценки клиентов следует обращать внимание только на правильные критерии. То, что ещё не известно о человеке, можно предугадать только при помощи правильного анализа, а ваша субъективная оценка может запутать вас же самих.
Спортсмен может посмотреть на курильщика и увидеть в нем человека, на которого нельзя положиться. Смотря на чей-то низкий уровень жизни, мы можем ошибочно счесть его неперспективным. Порой из-за прически мы можем посчитать человека несерьёзным. Определённые профессии ассоциируются у нас с каким-то характером, привычками и мышлением. Все это - предубеждения, которые не несут под собой никакой реальной информации о человеке, это лишь только догадки, идущие из наших воспоминаний о совершенно других людях.
Существует такое мнение, что «первое впечатление всегда правильное». Но если вы хотите работать или ещё как-то взаимодействовать с другим человеком, вам стоит обнулиться и дать ему возможность показать себя настоящего. Первое впечатление бывает крайне обманчиво, и каждый человек может прийти в вашу жизнь, чтобы разорвать какой-то ваш шаблон или стереотип.