Иной раз слышишь или читаешь возмущения: вот, по телевизору из музыки смотреть и слушать нечего, одна бездарность и пошлость, где молодые таланты? Зажимают их! Правда, иной раз таким критикам возражают: мол, слыхали ль вы этих молодых талантов? Может, услышав, попросите обратно "нафталиновых" звезд из прошлого? Тут, правда, сразу напомню: на вкус - на цвет фломастеры у всех ооочень разные. Но насчет того, знает ли массовый зритель современных талантливых музыкантов, у меня действительно есть вопросы. Мне кажется, еще бывает так, что что-то где-то слышали (и, может, даже не понравилось), и кажется, что знают - а по сути это как в анекдоте про "Гиви напел".
Вот есть такой музыкант Петр Налич. Буквально недавно он, можно сказать, произвел фурор районного масштаба, но международного резонанса: запись его концерта романсов в крошечном кафе набрала на ютубе за 17 дней 100 тысяч просмотров. А это не гипермодный рэп, не хип-хоп, не коммерческий проект с телеподдержкой, не молодежь, активно штурмующая чарты. Это ретро-жанр со своей аудиторией, своими (кстати, достаточно высокими) слушательскими ожиданиями - и своими героями, занимающими эту нишу уже много лет. И тут вдруг приходит "мальчик" с аккордеоном цвета спелого граната - и все сбегаются его слушать...
Чуть напомню, о ком речь, для тех, кто вдруг не знал, да забыл. В 2007 году Петр стал "звездой интернета" благодаря песне и самодельному клипу "Гитар", в 2010 году - самым антимейнстримовым и антигламурным российским участником конкурса "Евровидение". Благодаря этим двум событиям его многие и узнали. Но Петр никогда не стремился к популярности любой ценой - наоборот, он всегда очень разборчиво относился к методам продвижения своей музыки. И особенно отрицательно - к продвижению в ущерб музыке. В результате интереснейшей музыки Петра на сегодня мы имеем море, но вот известна она в основном только поклонникам... Хотя, казалось бы, интернет давно проник в самые отдаленные уголки планеты, в сеть выкладываются записи практически всех концертов Петра, и найти их - пара кликов мышкой... Создаст ли ажиотаж из-за концерта романсов новую волну интереса к самому Петру и его творчеству - сказать трудно. Ведь многие, слушая знакомые широко известные произведения, западают на голос, заодно проникаясь обаянием Петра. Голос этот действительно великолепен, красив, очень узнаваем, многие о нем пишут "как со старой пластинки" - это и особый тембр, и высокая исполнительская культура, ведь Петр умеет очень точно попасть в настроение произведения, без ненужного осовременивания и без копирования старых образцов. А вот как этим же слушателям понравятся песни типа "Дачи", "Еду далеко", "Давай разведемся" или многочисленные англоязычные сочинения Налича - еще вопрос... То есть это пока история про "Лемешева наших дней", а надо, чтобы произошел переход к авторскому...
Насчет заголовка - надеюсь, все вспомнили анекдот про Моцарта, автора рингтонов:) Рингтоны от Налича проверять придется, названивая знакомым фанаткам. Но если чуть обобщить: какими свойствами должен обладать этот самый крайне желанный рингтон? Не в последнюю очередь - узнаваемостью и мелодичностью. И вот тут мы переходим к главному вопросу повестки дня. Ведь дело в том, что Налич - превосходный мелодист. Об этом уже давно говорят те, кто в этом понимает - и привлекают по мере возможностей к работе над спектаклями и фильмами в качестве композитора. Это пока другие морщат носы по поводу "странных" слов песен Налича. Искать-то надо не безупречные рифмы, а мелодии, музыку! Хотя и насчет текстов, я считаю, подход тоже излишне снобистский: у Налича есть просто шедевральные строки.
Вспомним то же Евровидение: из множества конкурсных песен композиция Петра Налича выделяется сразу. Она другая. Она по-другому сделана, из других "составляющих". Слушая подборки-нарезки из песен, участвовавших в Евровидении от разных стран в последние лет 15, я пыталась понять, почему Lost&Forgotten Налича так не похожа на основную массу "евростандарта". Во-первых, она очень узнаваемая, и эту узнаваемость создает ее мелодия. Именно на нее "накручиваются" различные аранжировочные украшения, а не наоборот, когда отсутствие хитовой мелодии пытаются скрыть за проигрышами, эффектными вступлениями и тому подобным. Соответственно, и все дополнительные "мазки" в этой музыкальной картине на своем месте и поддерживают общий "колорит".
А "во-вторых", кстати, связано уже не с "Моцартом", а с "Лемешевым". Мощный яркий голос позволяет Наличу не прятаться за усиливающие вокал спецэффекты, он не боится плотного музыкального потока в аккомпанементе - его голос не потонет в нем. А в других конкурсных песнях я частенько замечала, что вокал очень старательно акцентируют. Петр же того же эффекта добивается без "повышенных тонов". Ну и результат - Lost&Forgotten звучит действительно как баллада откуда-то из 60-х, из эпохи мелодичной популярной эстрады...
Именно мелодии вместе с голосом создают этот мощный цепляющий эффект творчества Петра Налича. Часто они легки и красивы, но одновременно и весьма замысловаты. Например, песня "Деридум" - в каком-то смысле даже легендарная (после "Парного прогона" с Козыревым):
Иногда мелодия в песнях Налича совершенно отказывается подстраиваться под текст - и уже тексту приходится как-то пытаться вписаться в мелодию. Чтобы не потерялся смысл сказанного, приходится переходить на знаменитый язык бабурси - можно сказать, с языка понятий переходить на язык ассоциаций и чувств. Вот, например, Sampo - вроде ведь и историю нам рассказали?..
Иногда для истории и вовсе достаточно двух слов - но недостаточно двух музыкальных фраз. Это, например, о том, как Мелькиадес со своими цыганами приезжал из каких-то фантастических дальних стран.
А вот песня с вполне традиционным текстом:
А вот эта песня - одна из самых волшебных. Я не знаю, почему - мне кажется, автор встроил в нее какой-то секрет.
Еще раз, сразу с главной фразы:
Эта вещь из "Песен менестрелей" достаточно старая, но звучала в концертах как-то мало:
Ну а эту наверняка знают многие - но всегда ли мы акцентируемся на том, что ее притягательность состоит не только из текста, но и из весьма оригинальной, броской и не такой уж простой мелодии?
Кстати и о том, насколько нужны хорошие мелодии для довольно-таки прикладных вещей - например, колыбельных:
Этот список на самом деле можно продолжать бесконечно, поэтому просто прервемся до следующего раза:)
Не, все-таки добавлю в него "Клумбу":) Из самого нового: