Найти тему
GowiththeWind

Моцарт наших дней?

Иной раз слышишь или читаешь возмущения: вот, по телевизору из музыки смотреть и слушать нечего, одна бездарность и пошлость, где молодые таланты? Зажимают их! Правда, иной раз таким критикам возражают: мол, слыхали ль вы этих молодых талантов? Может, услышав, попросите обратно "нафталиновых" звезд из прошлого? Тут, правда, сразу напомню: на вкус - на цвет фломастеры у всех ооочень разные. Но насчет того, знает ли массовый зритель современных талантливых музыкантов, у меня действительно есть вопросы. Мне кажется, еще бывает так, что что-то где-то слышали (и, может, даже не понравилось), и кажется, что знают - а по сути это как в анекдоте про "Гиви напел".

Вот есть такой музыкант Петр Налич. Буквально недавно он, можно сказать, произвел фурор районного масштаба, но международного резонанса: запись его концерта романсов в крошечном кафе набрала на ютубе за 17 дней 100 тысяч просмотров. А это не гипермодный рэп, не хип-хоп, не коммерческий проект с телеподдержкой, не молодежь, активно штурмующая чарты. Это ретро-жанр со своей аудиторией, своими (кстати, достаточно высокими) слушательскими ожиданиями - и своими героями, занимающими эту нишу уже много лет. И тут вдруг приходит "мальчик" с аккордеоном цвета спелого граната - и все сбегаются его слушать...

Концерт романсов 21 января 2021 года. Под этот "очень красивый инструмент" Петр спел несколько русских песен, неаполитанскую "Скажите, девушки" и сицилийскую Lu me Scicareddu (про ослика), которой звуки аккордеона придали особый колорит...
Концерт романсов 21 января 2021 года. Под этот "очень красивый инструмент" Петр спел несколько русских песен, неаполитанскую "Скажите, девушки" и сицилийскую Lu me Scicareddu (про ослика), которой звуки аккордеона придали особый колорит...

Чуть напомню, о ком речь, для тех, кто вдруг не знал, да забыл. В 2007 году Петр стал "звездой интернета" благодаря песне и самодельному клипу "Гитар", в 2010 году - самым антимейнстримовым и антигламурным российским участником конкурса "Евровидение". Благодаря этим двум событиям его многие и узнали. Но Петр никогда не стремился к популярности любой ценой - наоборот, он всегда очень разборчиво относился к методам продвижения своей музыки. И особенно отрицательно - к продвижению в ущерб музыке. В результате интереснейшей музыки Петра на сегодня мы имеем море, но вот известна она в основном только поклонникам... Хотя, казалось бы, интернет давно проник в самые отдаленные уголки планеты, в сеть выкладываются записи практически всех концертов Петра, и найти их - пара кликов мышкой... Создаст ли ажиотаж из-за концерта романсов новую волну интереса к самому Петру и его творчеству - сказать трудно. Ведь многие, слушая знакомые широко известные произведения, западают на голос, заодно проникаясь обаянием Петра. Голос этот действительно великолепен, красив, очень узнаваем, многие о нем пишут "как со старой пластинки" - это и особый тембр, и высокая исполнительская культура, ведь Петр умеет очень точно попасть в настроение произведения, без ненужного осовременивания и без копирования старых образцов. А вот как этим же слушателям понравятся песни типа "Дачи", "Еду далеко", "Давай разведемся" или многочисленные англоязычные сочинения Налича - еще вопрос... То есть это пока история про "Лемешева наших дней", а надо, чтобы произошел переход к авторскому...

Концерт на воде в ВДНХ 13 июля 2018 года
Концерт на воде в ВДНХ 13 июля 2018 года

Насчет заголовка - надеюсь, все вспомнили анекдот про Моцарта, автора рингтонов:) Рингтоны от Налича проверять придется, названивая знакомым фанаткам. Но если чуть обобщить: какими свойствами должен обладать этот самый крайне желанный рингтон? Не в последнюю очередь - узнаваемостью и мелодичностью. И вот тут мы переходим к главному вопросу повестки дня. Ведь дело в том, что Налич - превосходный мелодист. Об этом уже давно говорят те, кто в этом понимает - и привлекают по мере возможностей к работе над спектаклями и фильмами в качестве композитора. Это пока другие морщат носы по поводу "странных" слов песен Налича. Искать-то надо не безупречные рифмы, а мелодии, музыку! Хотя и насчет текстов, я считаю, подход тоже излишне снобистский: у Налича есть просто шедевральные строки.

-4

Концерт 9 мая 2019 года
Концерт 9 мая 2019 года

Вспомним то же Евровидение: из множества конкурсных песен композиция Петра Налича выделяется сразу. Она другая. Она по-другому сделана, из других "составляющих". Слушая подборки-нарезки из песен, участвовавших в Евровидении от разных стран в последние лет 15, я пыталась понять, почему Lost&Forgotten Налича так не похожа на основную массу "евростандарта". Во-первых, она очень узнаваемая, и эту узнаваемость создает ее мелодия. Именно на нее "накручиваются" различные аранжировочные украшения, а не наоборот, когда отсутствие хитовой мелодии пытаются скрыть за проигрышами, эффектными вступлениями и тому подобным. Соответственно, и все дополнительные "мазки" в этой музыкальной картине на своем месте и поддерживают общий "колорит".

А "во-вторых", кстати, связано уже не с "Моцартом", а с "Лемешевым". Мощный яркий голос позволяет Наличу не прятаться за усиливающие вокал спецэффекты, он не боится плотного музыкального потока в аккомпанементе - его голос не потонет в нем. А в других конкурсных песнях я частенько замечала, что вокал очень старательно акцентируют. Петр же того же эффекта добивается без "повышенных тонов". Ну и результат - Lost&Forgotten звучит действительно как баллада откуда-то из 60-х, из эпохи мелодичной популярной эстрады...

Именно мелодии вместе с голосом создают этот мощный цепляющий эффект творчества Петра Налича. Часто они легки и красивы, но одновременно и весьма замысловаты. Например, песня "Деридум" - в каком-то смысле даже легендарная (после "Парного прогона" с Козыревым):

Иногда мелодия в песнях Налича совершенно отказывается подстраиваться под текст - и уже тексту приходится как-то пытаться вписаться в мелодию. Чтобы не потерялся смысл сказанного, приходится переходить на знаменитый язык бабурси - можно сказать, с языка понятий переходить на язык ассоциаций и чувств. Вот, например, Sampo - вроде ведь и историю нам рассказали?..

Иногда для истории и вовсе достаточно двух слов - но недостаточно двух музыкальных фраз. Это, например, о том, как Мелькиадес со своими цыганами приезжал из каких-то фантастических дальних стран.

А вот песня с вполне традиционным текстом:

А вот эта песня - одна из самых волшебных. Я не знаю, почему - мне кажется, автор встроил в нее какой-то секрет.

Еще раз, сразу с главной фразы:

Эта вещь из "Песен менестрелей" достаточно старая, но звучала в концертах как-то мало:

Ну а эту наверняка знают многие - но всегда ли мы акцентируемся на том, что ее притягательность состоит не только из текста, но и из весьма оригинальной, броской и не такой уж простой мелодии?

Кстати и о том, насколько нужны хорошие мелодии для довольно-таки прикладных вещей - например, колыбельных:

Этот список на самом деле можно продолжать бесконечно, поэтому просто прервемся до следующего раза:)

Не, все-таки добавлю в него "Клумбу":) Из самого нового: