Знаменитый сборник арабско-персидских сказок «Тысячи и одной ночи» начинается следующим образом:
в древние времена и минувшие века и столетия был на островах Индии и Китая царь из царей рода Сасана [1], повелитель войск, стражи, челяди и слуг. И было у него два сына - один взрослый, другой юный, и оба были витязи храбрецы, но старший превосходил младшего доблестью. И он воцарился в своей стране и справедливо управлял подданными, и жители его земель и царства полюбили его, и было имя ему царь Шахрияр.
Это тот самый царь Шахрияр, которому Шахерезада 1001 ночь рассказывала сказки, обрывая повествование каждой на самом интересном месте (обещая продолжить следующей ночью), чтобы он её поутру не казнил.
Интересно, что, несмотря на то, сказки «Тысячи и одной ночи» насквозь проникнуты исламским духом [2], главный герой принадлежит к династии Сасанидов, правившей доисламской Персией. Из правителей Сасанидов, чья империя пала под ударами арабских завоевателей, как известно, никто мусульманином не был. Более того, истории неизвестен персидский шах по имени Шахрияр.
Откуда же появилось имя Шахрияр в знаменитом сборнике сказок? Я припоминаю одного исторического персонажа с таким именем. Возможно, именно он послужил прототипом для героя «Тысячи и одной ночи». Это принц Шахрияр, сын шаха Хосрова II Парвиза и его любимой жены, царицы Ширин, ассирийки (арамеянки) по происхождению и христианки по вероисповеданию.
Супруга его христианка, Ширин была дивной красоты. Она была родом из страны Хужастан [3].
[Епископ Себеос. «История императора Иракла». Отдел III , глава IV].
И он был [католикос Савришо] весьма почитаем во все его дни царем и его двумя женами христианками — арамеянкой Ширин и Мариам ромеянкой.
[Анонимная Сирийская хроника VII века].
Царица Ширин прославилась покровительством христианам в Персии, и в раннесредневековой Европе даже ходили слухи, что её муж тайно принял христианство
О Шахрияре известно не слишком много. В преданиях он предстаёт красивым, умным и одарённым юношей, как и иные его родные братья, дети Хосрова и Ширин. В «Шахнаме» великого Фирдоуси в уста самой Ширин вкладываются такие слова о её сыновьях:
Ему четверых я дала сыновей,
В них радость он черпал душою своей.
Настуд, Шахрияр и Фаруд, наконец,
Благой Мардан-шах, небосвода венец.
Таких с Фаридуновых, Джамовых дней
Земля не рождала —нет слова верней!
И мог бы стать очень даже хорошим шахиншахом. Если бы конечно подошла его очередь царствовать и если бы не случилась ужасная трагедия, унёсшая жизни Хосрова, Ширин и их детей.
Дело в том, что Хосров Парвиз, как и полагается восточному правителю, имел целый гарем из жён и наложниц. Просто Ширин была его любимой женой и именно сыну от Ширин Марданшаху Хосров планировал передать престол в обход своего старшего сына и официального наследника Кавада Широйе (Широйе в переводе с персидского «львёнок»), сына его НЕлюбимой жены то ли гречанки, то ли армянки по имени Мария [4]. Если верить Фирдоуси, Ширин отравила Марию, видя в ней свою соперницу за сердце шахиншаха. Но, возможно, сие просто поклёп на добрую память о Ширин.
Что, разумеется «львёнку» очень не понравилось. Воспользовавшись удобным случаем – когда персидские войска терпели одно за другим поражения в войне с византийцами – Кавад устроил военный переворот, сверг и бросил в темницу своего отца, провозгласил себя любимого «царём царей» и затем оттянулся на всю катушку, отомстив по полной отцу за все обиды, истинные и мнимые.
Низложенного Хосрова по приказу Широйе стражники всячески оскорбляли и унижали. Потом по приказу узурпатора пред очи заточённого привели по очереди всех его сыновей от Ширин (а потом и от иных жён) и зверски убили, заставляя Хосрова на всё это смотреть. Потом зарезали и самого Хосрова
Насчёт Ширин у Кавада были иные планы. Несмотря на то, что в описываемые времена ей уже стукнул как минимум полтинник, Ширин была также прекрасна как и в молодости (недаром же слава об её красоте пережила века и тысячелетия и до сих пор о ней слагают стихи и поют песни). Кавад возжелал её сделать своей женой:
Шируй, как увидел Ширин красоту,
Ты скажешь, душой воспарил в высоту.
Сказал: «Только ты мне в Иране во всем
Нужна, не помыслю я впредь ни о ком.
Ширин притворно согласилась, но для начала попросила разрешения проститься со своим мужем. Войдя в гробницу Хосрова, она выпила яд и умерла у тела любимого мужа.
Однако ж, потомство Хосрова и Ширин не пресеклось, что удивительно. Именно благодаря Шахрияру. О том есть соответствующее предание. Ещё в счастливые годы его царствования Хосрову звездочёты предсказали
У одного из твоих сыновей родится мальчик. При нем твой трон рухнет, а держава твоя погибнет. А знак тому будет такой: на теле у него будет чего-то недоставать.
Раз так,- решил Хасров II Парвиз, - не будет внуков у меня. И лишил всех сыновей своих, а их было аж 18 человек, возможности встречаться с женщинами. Но старший сын шахиншаха Шахрияр взмолился перед матерью своей Ширин, чтоб помогла ему встречаться с одной девушкой знатного рода. Мать уступила просьбам сына. У Шахрияра и той девушки родился мальчик, нареченный Йездигердом. Пять лет скрывала Ширин от Хосрова, что у него есть внук. Но как-то стала замечать царица, что, старея, супруг стал нежен с маленькими детьми. И, выбрав подходящий случай, объявила:
Будь счастлив, царь! Ты увидишь сына одного из твоих сыновей.
Ширин, нарядив и надушив Йездигерда, привела его к Хосрову.
Это Йездигерд, сын Шахрияра.
Хосров взял внука на колени и поцеловал.
Как-то, когда привели Йездигерда к деду, Хосров вспомнил о пророчестве. Сняв с внука рубаху, он придирчиво принялся разглядывать его. И тут Хосров увидел, что на одном бедре чего-то не хватает (вероятно, что-то вроде ассиметрии мышечных складок). Впав в ярость, он решил убить Йездигерда. Но помешала бабушка. Ширин повисла на Хосрове, молила не убивать внучонка. Раз это случилось, убеждала она, то ничего уж изменить нельзя.
Это - несчастный человек, - ответствовал Хосров, - о котором мне говорили. Унеси его отсюда! Я не хочу его видеть!
Йездигерд был выслан из столицы с матерью. [5]
Детство и юность он провёл в священном городе зороастрийцев Стахре (Истахр, недалеко древнего Персеполиса) до тех пор, пока о нем не вспомнили (после того, как остальные возможные претенденты погибли в ходе бесконечных переворотов или умерли от болезней), как о достойном занять трон шаханшаха.
Йездигерду суждено было стать последним правителем Сасанидской державы, павшей под ударами исламских варваров. Не буду описывать всю историю несчастного царствования Йездигерда, известную нам по сочинению персидского мусульманского историка Ат-Табари «История пророков и царей». Остановлюсь только на описании его похорон, когда добрые люди вспомнили о благодеяниях его бабки Ширин и помянули Шахрияра.
Итак, Йездигерд после взятия Мерва — последнего прибежища шахиншаха — призвал на помощь войска тюрок и согдийцев, которых арабы разгромили. Йездигерд предположительно намеревался уйти к тюркам или в Китай, но войско шаха прогнало его, передало царскую казну мусульманам и приняло ислам. Бежавший шах укрылся на мельнице, но тут был найден посланными вдогонку всадниками. Его убили, когда тот спал (сделал это владелец мельницы, на которой скрывался Йездигерд). Тело последнего Сасанидского шаха бросили в реку.
И вот, как далее повествует Ат-Табари, нашли тело убитого шахиншаха и по божески похоронили местные христиане-ассирийцы во главе митрополитом Илией.
Известие об убийстве Йездегерда дошло до одного человека из жителей Ахваза, бывшего митрополитом над Мервом, которого звали Илия. Он собрал бывших у него христиан и сказал им: «Вот убит царь персов, сын Шахрияра , сына Кисры. А Шахрияр — дитя благоверной Ширин , справедливость которой и благодеяния по отношению к людям ее веры без лицеприятия вам известны. У этого царя происхождение лежит в христианстве. К тому же еще тот почет, который приобрели христиане в царствование его предка Кисры, и благоденствие, достигнутое ими раньше, в царствование царей из его предшественников, когда для них строились церкви и их вера укреплялась. Поэтому нам следует скорбеть об убийстве этого царя ради его благородства, равно как ради благодеяпий его предков и его прародительницы Ширин, которые они оказывали христианам. И вот, я решил построить для него наус и перенести его тело с почестями, чтобы предать его погребению в нем». Христиане ответили: «Мы в своих делах следуем за твоими, о, митрополит! И в этом твоем решении мы сообразуемся с тобою». Тогда митрополит отдал распоряжение, и построил посреди митрополичьего сада в Мерве наус. Он отправился сам, и с ним мервские христиане, и извлек тело Йездегерда из реки, завернул его в саван и положил в гроб, а бывшие с ним христиане понесли его на своих плечах и принесли его в наус, который митрополит повелел построить для него, погребли в нем тело и замуровали вход в него.
Митрополит Илия, надо отметить, известен ещё и тем, что ранее описываемых событий обратил в христианство кочевавшие к северу от Мерва тюркские племена, предков современных казахов.
Упомяну также, что потомству Йездигерда удалось спастись от наступавших арабских завоевателей и найти убежище в Китае. Сын Йездигерда Пероз (Фируз), а потом его внуки Парсе и Хосров с помощью китайцев и местных сторонников в Хорасане пытались восстановить державу Сасанидов и изгнать мусульман, но безуспешно. В конце концов потомки Ширин и Шахрияра, потеряв надежду вернуть трон, окончательно обосновались в Китае, где императоры из династии Тан пожаловали им земли в районе нынешнего Гонконга.
Вот кстати почему, на мой взгляд в сказках «Тысячи и одной ночи» Шахрияр фигурирует как царь Китая.
Примечания.
1. Сасан – прародитель династии Сасанидов, жрец храма Анаит в Стархре, священном городе зороастрийцев недалеко от руин Персеполиса.
2. Основой текста «Ночей» на арабской почве стал сделанный в VIII веке перевод персидского сборника сказок «Хезар Афсане» (Hezâr Afsân(e) «Тысяча историй», к которому позже были добавлены арабские и еврейские сказки (например Рассказ о женщине и лживых старцах (ночи 394—395) – дословный пересказ апокрифической библейской легенды о Сусанне и старцах).
3. Хужастан (Хузестан) – область на юго-западе Ирана с центром в городе Ахваз, в древности территория государства Элам. Во времена династии Сасанидов её населяли ассирийцы, потомки переселенцев из восточных провинций Римской империи, вывезенных шахом Шапуром I в III веке.
4. В «Шахнаме» Мария (Марьям) названа дочерью византийского императора Маврикия, союзника Хосрова, благодаря которому тот вернул себе трон Персии, захваченный узурпатором Бахрамом Чубином. Однако греческие источники не знаю никакой дочери Маврикия по имени Мария.
5. Кузнецов, Вячеслав Семенович. Последний правитель Ираншахра : [О Йездигерде III] / В. С. Кузнецов; Отв. ред. В. Е. Ларичев; АН СССР, Сиб. отд-ние. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1991.
- Дорогие читатели, если Вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.