Найти в Дзене
Змея и крест

Евангелий гораздо больше, чем четыре

У многих людей сложилось мнение, что существуют только четыре Евангелия, которые рассказывают об Иисусе. Между тем, в первые века нашей эры было немало людей, которые писали о его жизни. В том числе это делали гностики (Евангелие Истины, от Филиппа, Фомы и т.д.) При этом названия (например, "от Луки") могли быть случайным или неясными, так как было трудно определить, кто написал оригинал.

Лично я считаю лучшим Евангелие от Фомы - это просто сборник изречений Иисуса. В нем нет ничего лишнего, никаких сказок про избиение младенцев или воскрешение Лазаря. Только цитаты. Но почему же оно не стало каноническим? Только потому, что святые отцы церкви сочли его неподходящим, гностическим. Т.е. мы имеем ситуацию, когда некоторые люди самовольно объявили, какие тексты считать правильными.

И все же гностицизм проник даже в канонические Евангелия. Возьмем известное выражение "князь мира сего". Не задумывались, почему это вдруг дьявол называется князем (правителем) этого мира? Звучит как-то странно. Но не для гностика. Ведь это гностическая фраза: "архонт этого эона". То есть создатель этого мира, который, действительно, не тот бог, которому должны поклоняться христиане (по мнению гностиков).

Разве могут традиция или авторитет быть выше желания познать суть?
Разве могут традиция или авторитет быть выше желания познать суть?

В те первые времена гностическое течение было очень сильным. При этом его представители не воспринимали себя, как еретики. Они считали (и считают по сей день) Иисуса именно гностиком, который принес в этот мир сокровенное знание об Изначальном Боге и изъяне этого мира.

Увы, сегодня принято не столько пытаться познать устройства мира, сколько просто найти наиболее нравящуюся тебе религию и соблюдать ее минимальный ритуал. Люди приходят за верой, как в супермаркет, и выбирают то, что удобно, подходит, или просто привычно. В качестве бонуса к покупке вы получаете возможность сражаться с теми, кто верит во что-то другое.

Гностицизм - это не религия, это философия, которая имеет узко-прикладное значение. Его можно и нужно использовать для того, чтобы познавать мир. И Бог в гностицизме - это не некий символ, которому нужно слепо поклоняться. Это цель, которую нужно достичь и постичь, используя все доступные инструменты.

Гностик не обязан быть непослушным Богу и со стороны даже может показаться, что он проявляет к нему неуважение. Но это не так. Гностик просто пытается разобраться, а для этого нужно задавать неудобные вопросы. Бог гностиков любит пытливых и не ищет, за что бы их наказать, а только помогает.

Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
(Ев. от Фомы)