Часть 1
Граф Александр Дмитриевич Шереметев еще до своей женитьбы, в 1882 году, создал на свои средства симфонический оркестр, в 1884 году – хор, с 1889 года он устраивал силами этих музыкальных коллективов бесплатные концерты в Санкт-Петербурге, а в летнее время в дачных пригородах столицы. В 1900 году им учреждены общедоступные симфонические концерты, которые пользовались огромной популярностью среди горожан, поскольку стоимость билетов была минимальной. В 1910 году на его средства создано Музыкально-историческое общество, получившее его имя. Граф Александр Дмитриевич сочинял духовную музыку, создал два десятка сочинений, которыми сам нередко и дирижировал. В 1906 году благодаря его усилиям состоялось первое в России концертное исполнение оперы Вагнера «Парсифаль», а в 1913 году – первое ее сценическое исполнение.
Дом графа Александра Дмитриевича Шереметева на Шпалерной был известен в столице почти так же, как дом его старшего брата графа Сергея Дмитриевича на Фонтанке. В 1880-х годах в связи с женитьбой владельца интерьеры перестраивались. Тогда и появились великолепная мраморная парадная лестница, роскошно отделанные гостиные, Белый зал. В доме находились родовые реликвии, которые граф А.Д. Шереметев получил по семейному разделу 1874 года. Еще до покупки этого дома графиней А.Г. Шереметевой здесь существовала домовая церковь, приписанная к приходской Пантелеймоновской церкви. Ее заново отделали «в русском стиле» и заново освятили в честь Св. Благоверного князя Александра Невского.
Именно в этом доме прошли счастливые годы семейной жизни графа Александра Дмитриевича и графини Марии Федоровны Шереметевых. Здесь родились их дети: Дмитрия (1883 г.), Елизаветы (1884 г.), Александры (1886 г.), Георгия (1887 г.).
Всему великосветскому Петербургу были известны концерты и спектакли в доме графа Александра Дмитриевича, проходившие в Белом (Концертном) зале. О спектаклях, поставленных графом Шереметевым в своем доме, писали газеты. Так, 15 февраля 1884 года здесь состоялся спектакль по пьесе графа А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», на котором присутствовало около ста человек, главным образом представителей большого света. Роль Бориса Годунова исполнял хозяин дома, Ивана Грозного играл князь Михаил Сергеевич Волконский, сын декабриста.
27 декабря 1890 года в домашнем театре играли пьесу по драме Пушкина «Борис Годунов». Декорации писали ученики Академии художеств, костюмы и аксессуары были подобраны с археологической точностью. Роли исполняли великосветские актеры-любители: Бориса Годунова играл князь Голицын, Дмитрия – князь Гагарин, хозяин дома также принимал участие в спектакле, читал текст от лица Пушкина. Известный критик В.П. Буренин опубликовал рецензию на этот спектакль в газете «Новое время»: «…Прежние французские или русские водевили были лишь легким развлечением, не имели серьезного значения. Ныне общество приобщается к русской литературе, а через нее – к общей народной жизни. …Графу Шереметеву принадлежит благородная инициатива спектаклей, в которых драматические шедевры русских поэтов разыгрываются в достойной обстановке». На третьем представлении спектакля присутствовал император Александр III с семьей. 14 февраля 1903 года в доме графа Александра Дмитриевича состоялись спектакль и костюмированный бал, на котором присутствовало 350 человек, отчет о бале поместило «Новое время».
Сохранились уникальные фотографии семьи графа А.Д.Шереметева в русских боярских костюмах, сшитых специально для участия в костюмированном бале, состоявшемся в Зимнем дворце в 1903 году. Придворные – участники бала получили указание явиться на бал в одеждах XVII века.
«Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец этого необычного бала — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».
За светскими развлечениями граф Александр Дмитриевич и графиня Мария Федоровна не забывали о своем долге перед Отечеством и немало потрудились на ниве благотворительности. Глава семьи в начале XX века стал членом Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В 1904 году на Балтийском заводе была заложена и вскоре построена подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев», на ее строительство граф А.Д. Шереметев пожертвовал около 200 тысяч рублей. Эта лодка находилась в составе военно-морского флота страны вплоть до начала 1920-х годов.
Графиня Мария Федоровна, помимо ее работы в Георгиевской общине сестер милосердия, с 1885 года была также членом Императорского женского патриотического общества (ИЖПО) и в этом качестве стала помощницей попечительницы (1886 – 1892) и затем попечительницей (1892 – 1912). Ремесленной школы императора Александра III. С 1911 года в ИЖПО вступила ее старшая дочь Елизавета Александровна Дерфельден, служившая помощницей попечительницы Сухаревской школы в 3-й Адмиралтейской части.
Еще до Октябрьского переворота граф Александр Дмитриевич с женой уехали на свою дачу в Териоках, где их застал Декрет об отделении Финляндии от России. Так они оказались эмигрантами и в Петроград больше не вернулись. Семья через некоторое время оказалась в Париже, куда устремилась большая часть русских эмигрантов. Жизнь за границей для семьи графа Шереметева была тяжелой, никаких капиталов или недвижимости за границей они не имели. Александр Дмитриевич и Мария Федоровна оказались среди первых жителей Русского дома в деревушке Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Этот приют для бедствующих русских эмигрантов создан усилиями самих эмигрантов на деньги, которые жертвовали многие люди, в том числе иностранцы.
Живя в эмиграции граф Александр Дмитриевич продолжал заниматься музыкальной деятельностью и даже устраивал благотворительные концерты как во Франции, так и в других странах Европы. Он скончался в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа 18 мая 1931 и похоронен там же на знаменитом ныне «русском кладбище». Там же похоронена и графиня Мария Федоровна, умершая в январе 1939 года.