Найти в Дзене
Андрей Богданов

НУЖНОЕ-НЕНУЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Приветствую, дорогие мои, всех кто посетил этот пост!

"Учиться, учиться и учиться!" – завещал нам вождь мировой революции. И это более чем актуально в эпоху всеобщей доступности цифровых баз знаний и тотального обмана.

  1. Чему же мы учимся в раннем возрасте? Безусловно главнейший навык – научиться коммуницировать в человеческом обществе. Научиться понимать человеческую речь, совершенствовать её и изъяснять свои мысли помогают нам: члены семьи - самые заинтересованные люди в нас, воспитатели в дошкольных детских учреждениях, друзья со двора (от них я пополнил свой лексикон словами из русского матерного), другие члены общества, а также «вещатели» из телевизора, радио и, конечно же, интернет (к поколению пепси и людям более старшего возраста не относится).

В эти годы, когда наш мозг особенно хорошо усваивает новую информацию, вместе с пониманием окружающего мира нас дезинформируют, «вбивая» в головы всевозможные сказки, волшебство, супер героев, чудеса, … Всё то, что нам в следующем этапе жизни приходится опровергать и принимать действительность какая она есть.

  1. Вместе со школой в нашу жизнь врывается просто сумасшедшего объема поток информации на систематической основе через учебники, преподавателей. Знания закрепляются на школьных уроках, а всевозможные экзамены и тесты оценивают усвоенную информацию. Долгие годы несовершеннолетние граждане изучают точные и гуманитарные науки на бесплатной основе под присмотром квалифицированного педагогического состава в рамках продуманной и налаженной программы образования, а также факультативы, всевозможные кружки, и т.д. Школа является фундаментом знаний любого человека, и чем их объем больше, тем крепче этот фундамент. Дальнейшее же использование фундамента – находится в зоне ответственности самого выпускника.

И вот, уже совершеннолетние полноправные, в прямом смысле этого слова, граждане (многие граждане именно в этом возрасте оказываются сразу после окончания школы или им вот-вот стукнет 18), «отсидевшие» 11 лет от звонка до звонка (да-да, именно просидели, ведь много кто довольно халатно относился к своим обязанностям ученика), радостно справляют школьный выпускной вечер и завтра будут стремится поступить в лучшие учебные заведения. Они еще не осознают, что большинство из них так и проживет, работая инструментом в руках дяди-работодателя (а может и тёти), и так и не научатся отстаивать свои права, «продавать» себя на рынке труда, взаимодействовать с органами государственной власти, наконец строить долгосрочные отношения со своей второй половинкой (мы же все знаем о тревожной статистике брачных разводов). А с этими сферами сталкиваемся постоянно и тут действительно нужен большой багаж знаний, но знаний нет или недостаточно в школьной программе. Знания формулы дискриминанта и то, с какой стороны мох на дереве растет не очень сильно в жизни пригождаются. Я не про то, что все изученное в школе – бесполезно, много этих знаний в той или иной степени постоянно необходимы нам в жизни.

  1. Годы учебного процесса в университете напоминают школьные с тем отличием, что за неудовлетворительную учебу на второй год не оставят. Также тут студентам даются уже глубокие знания по выбранной специальности, но это и так всем известно.

Что мы имеем в итоге: система образования – наследница советской системы, одной или даже некогда самой сильной в Мире, когда государство с плановой экономикой точно знало сколько каких специалистов ей нужно и могла обеспечить работой по специальности выпускников ПТУ, техникумов, ВУЗов (не говоря уже о других социальных благах). Но сейчас невидимая рука рынка раскладывает свои карты по иному алгоритму. Когда рынок труда переполнен конкретными специалистами, например финансистами, юристами и другими, чей труд востребован повсеместно, ценность знаний вступивших в трудовые отношения работников падает, а у остальных и вовсе оказываются невостребованными. И напротив, если специалист узкого профиля и может работать в очень ограниченном количестве предприятий — работодатель охотно занижает ценность работника, считая, что ему некуда деться, работнику сложно найти соответствующую его специфике работу.

  1. Довелось работать как-то в школьные годы сетевым агентом в международной компании, которая занималась распространением печатной продукции и стремительно разрасталась. Филиал представлял из себя небольшой офис с менеджером (он же директор, он же кладовщик, …) и около десятка агентов. Работать мог любой желающий, наличие опыта для трудоустройства и даже аттестат о среднем образовании не требовались. Тем не менее уровень вознаграждения был много выше среднего (маржа была 17%, но уровень продаж недорогих книг сохранялся на уровне «продал всё, что взял на складе»).

Тренинг и обучение проводились ежедневно, рассматривались всевозможные ситуации, возникающие в «поле», оттачивались навык ответов на неудобные вопросы клиентов, тактика взаимодействия с органами власти на случай конфликта, уровень знаний о товаре и мастерству презентовать. Много знаний для работы не требовалось, но требовалось наличие огромной практики их применения. И чем больше практики, тем выше был показатель продаж.

  1. После университета устроился в филиал крупной ресурсодобывающей компании . Завод со штатом около 4-х тысяч человек. Постоянный травматизм, несчастные случаи, групповые несчастные случаи, несчастные случаи с летальным исходом и соответствующая ответственность компании, а именно высокие штрафы и компенсации, побуждали к жесткому контролю по соблюдению правил техники безопасности. Обучение проводилось силами предприятия, в сторонних учебных организациях, работником самостоятельно. Контроль знаний плановый и внеплановый. Кроме того ежегодно выделялся бюджет для повышения квалификации работников на разных профессиональных курсах и полностью осваивался.

В связи с тем, что компания являлась участником международной торговли, действовала четко регламентированная система менеджмента качества, придерживались ISO 9000 и другие международные стандарты, которые обязывают предприятие вести программу повышения квалификации работников в том числе. Крупное предприятие с сильной бюрократической машиной весьма инертна и ввиду сложности производственного процесса не обеспечивает должную организацию труда и распределение обязанностей среди перегруженного персонала. Часто очевидно было, что работник на данном предприятии не сможет применить полученные знания, а выполняет работу не сопряженную с его квалификацией.

  1. Некоторое время работаю в дата-центре. Компания со штатом менее 100 человек. Всё что нужно знать по работе изложено в виде организованного множества статей в электронном виде. Всегда удобно пользоваться поиском, чтобы освежить память. На протяжении нескольких лет обкатывался и внедрялся инструмент контроля знаний, который в финальной версии на основании ежедневного тестирования работников (буквально 10 вопросов, но которые ежедневно меняются) даёт руководству некоторое представление об уровне знаний своих коллег. Ежегодно компания за свой счет предлагает работникам пройти профессиональные курсы, окончание которых засвидетельствуют полученными сертификатами, на условиях от «кто не отучится, не сможет продолжить работу в компании» до «ежемесячной надбавки к ЗП». Конечно, знания помогут повысить уровень квалификации и качество оказываемых услуг (но это не точно), так же и заявить возможно об этом остальным участникам рынка, что выгодно и работнику и компании.

Но как показывает практика большая часть работников инертна и упускает возможность учиться. Сохраняется некоторый уровень текучки как среди вновь устроившихся, так и отработавших продолжительное время людей. А новых работников нужно снова обучать...

Работодатель часто и обоснованно недоволен уровнем знаний и квалификацией наемных работников. В свою очередь работники имеют претензии по уровню оплаты труда. Очевидно, что в рыночных отношениях с жесткой и даже безжалостной конкуренцией (а конкуренты и общество не посочувствуют Вам, если ликвидируется Ваш бизнес, или вы лишитесь рабочего места) целесообразно выстраивать прямую связь между работодателем и учебными заведениями. Первые, исходя из того, что сферы производства становятся всё более наукоёмким, услуги интерактивнее, а действующая интеграция в мировую экономическую (капиталистическую) систему усиливает конкуренцию, должны получить инструменты осуществления заказов требуемых специалистов в учебных заведениях, а также возможность контроля промежуточных знаний учеников и качества программы обучения в учебных заведения на условиях гарантирования трудоустройства выпускников. Роль учебных заведений необходимо расширить, наделив обязанностью менять учебную программу, вести партнерские отношения с перспективными и развивающимися компаниями в вопросах создания резерва кадров, повысить заинтересованность администрации учебных заведений в трудоустройстве выпускников, обеспечивать рост практических навыков учеников на площадках будущего работодателя и за счет мощностей последнего. Ученики должны быть мотивированы перспективой гарантированного трудоустройства с достойным уровнем оплаты труда. Формирующаяся база ориентированных на конкретную работу высококлассных кадров позволит, например производителям, быть уверенными в целесообразности внедрения высокоточного производственного оборудования и быть уверенным в его качественном обслуживании и надлежащей эксплуатации. Что в свою очередь отразиться на лучшем спросе готовой продукции (услуг), увеличению доходов, позволяющих создавать соответствующий высоким доходам фонд заработной платы.