«Каждый полицейский знает, что правительства приходят и уходят, а полиция остается.»
Лев Троцкий
По данным 2019 года, в 145 миллионной России, 2 600 000 силовиков. Это означает, что примерно каждый 55-й россиянин работает в МВД, ФСБ, Росгвардии, служит в армии и так далее. Этот факт, в совокупности с вопросами относительно независимости суда в стране, коррупцией, отрицательным образом полицейского в общественном сознании способствует тому, что Россия подпадает под признаки «полицейского государства».
Что с этим можно сделать? Почему полицейская реформа будет выгодна самим полицейским и государству тоже? Давайте разбираться.
Итак, вот факты (без моих оценок «хорошо» это или «плохо») ввиду которых, некоторые критики называют Россию «полицейским государством»:
1. Около 9-10 силовиков на 1000 жителей, в то время как в большинстве развитых стран 1-3 силовика на то же число граждан.
2. Очень маленький процент оправдательных приговоров, расставление приоритетов судом в пользу государства, а не в пользу граждан.
3. Стабильный рост численности сотрудников силовых ведомств и количества самих ведомств за последние 20 лет.
4. Большое число чиновников – выходцев из правоохранительной сферы.
Как это можно исправить?
Естественно, первое, что приходит в голову – сокращение численности правоохранителей. И это, действительно, хороший вариант.
На данный момент в России сравнительно низкий уровень преступности - ниже, чем был в советское время и уж подавно ниже, чем в девяностые.
Поэтому, вполне себе можно снизить количество, в угоду качеству. Если снизить количество сотрудников в 2 раза, то оставшимся можно поднять жалование в 2 раза. Но при этом, необходимо ужесточить и требования к поступающим на службу в полицию.
Также важно то, что у каждого региона, у каждого города - своя специфика преступлений. Если, например, через Ингушетию идет большой наркотрафик, то в Абзелиловском районе Республики Башкортостан распространена условная кража скота. Поэтому от полиции, работающей в сельской местности нецелесообразно требовать выполнения плана раскрываемости по делам об условном экстремизме.
Следовательно, можно рассмотреть вариант передачи обязанности финансирования полиции региональным бюджетам, как, например, в США. Там есть федеральные правоохранительные службы, есть полиция штата и есть даже полиция города.
Также хорошими решениями будут прямые выборы регионального главы МВД, передачи части функций (особенно охранной) бизнесу.
Почему реформа выгодна и самим полицейским и государству?
Во-первых, как я уже сказал, со снижением числа сотрудников, необходимо увеличить зарплаты оставшимся. А более высокие требования будут мотивировать людей развиваться в личностном и профессиональном планах.
Во-вторых, за счет сокращенных сотрудников можно наконец-то набрать полностью контрактную армию, а за счет передачи части функций силовых структур бизнесу, сотрудники, не желающие служить в армии, могут пойти работать в коммерческую сферу.
В-третьих, разделение силовиков на федералов и регионалов снизит нагрузку на центр, поможет обращать больше внимания на специфичные для региона преступления. А прямые выборы регионального главы МВД улучшат образ полиции в общественном сознании (за кого голосовали, того и получили).
…………………………….
Правоохранительные органы – очень важный институт власти. Он будет нужен всегда, но он должен эволюционировать, как, например, произошло в 2010, когда милиция стала полицией. А как вы считаете, помогут ли такие реформы снять клеймо «полицейского государства»?
..................................
Если Вам понравилась статья, то рекомендую также почитать про то, как сделать так, чтобы у регионов были деньги, чтобы платить зарплаты силовикам и про то, почему без независимого суда - никуда. Любите свою страну!