Сбор трав и их использование
Фармакогнозия (от греч. pharmakon - лекарство, gnosis - изучение, знание) - одна из самых древних наук. Она изучает дикорастущие и культивируемые лекарственные растения, изготовляемое из них сырье и лекарстенное сырье животного происхождения.
Фармакогнозия разрабатывает способы заготовки, хранения и обогащения лекарственно го сырья, методы его исследования и реко мендации для использования лекарственных растений в медицинской практике.
Фитотерапия - лечение и профилактика болезней с помощью лекарственных растений и препаратов на их основе.
Издревле люди учились распознавать лечебные травы и применять их для ухода за ли цом и телом. Сбор трав, приготовление из них лекарств и лечение часто сопровождались произнесением заклинаний, заговоров.
На Руси женщины всегда пользовались да рами леса и цветущего луга для сохранения молодости и красоты, изобретая собственные эликсиры или следуя рецептам прапрабабушек. Растения применяли для устранения вес нушек, пигментных пятен и морщин, а также для окраски волос. С древнейших времен они знали чудодейственную силу таких растений, как полынь, крапива, хрен, ясень (кора), можжевельник (ягоды), подорожник, береза (лист, сок), чемерица, мята (листья). Помимо местных, женщины употребляли для украшения и изменения внешности растения, привезенные из Индии, Греции и других стран.
Травники и лечебники
С принятием христианства в Киевскую Русь вместе с византийской культурой проникли и основы медицинских знаний, главными распространителями которых были монахи.
Во многих древнерусских летописях встречаются упоминания о деятельности монастырских лекарей. В своей практике они широко использовали опыт народного врачевания от варами, мазями, пластырями и припарками из трав. В славянских памятниках письменно сти X-XII веков наряду с краткими описания ми симптомов различных болезней всегда указывались животные, растения и минералы, так или иначе связанные с этими болезнями.
Одним из таких памятников является «Избор ник Святослава». Основой для него послужил греческий сборник медицинских советов, переведенный в X веке для болгарского царя Симеона, а в 1073 году переписанный на Руси для черниговского князя Святослава II Ярослави на. «Изборник» содержит описание различных болезней и способов их лечения, дает ряд медико-гигиенических советов. Он изобилует древнерусскими названиями. Так, среди ле карств, употребляемых при лихорадках, упоминаются «былия», «зеленина», «полынное зелие». Эту и другие рукописи медицинского содержания - лечебники, травники, написан ные на пергаменте и проникшие из Византии вместе с христианством, с огромным интере сом читали, переписывали и распространяли на Руси. Большой популярностью пользовалась рукопись медико-биологического содержания «Тайная тайных». Широко распространенная в странах Западной Европы, она попала в Русское государство через Литву, где в конце XV - начале XVI века была переведена на русский язык. Кроме медико-биологических сведений в рукописи имелись многочисленные указания на целебную силу трав, жи вотных, минералов.
В XVI-XVII веках в Русском государстве по явились травники и лечебники в виде рукописей, а затем и книг, называвшиеся вертоградами, или садами здоровья. В 1523 году в Польше появился «Прохладный вертоград», который в 1672 году там же был переведен на русский язык подьячим Земского приказа Ан дреем Никифоровым. Этот лечебник содержал обширную рецептуру, составленную пре имущественно из лекарственных растений.
Известна книга «Вертоград», изданная в 1534 году Стефаном Фалимиржем в Кракове на польском языке и с гравюрами растений. Высказывается предположение, что Фалимирж использовал ее для создания русского рукописного лечебника. Книга со стоит из двух разделов (травника и собственно лечебника). В первом разделе описаны травы и их лечебное действие, второй раздел содержит сведения о водках (настойках) из трав, их приготовлении и употреблении при различных болезнях. В конце книги помещен раздел «Время собирания трав, цветков, се мян и плодов».
В XVII веке в России был популярен травник Симона Сиреннуса, доктора философии и ме дицины Краковского университета. Он напе чатан в 1613 году и снабжен прекрасными для того времени рисунками растений.
Лекарственные растения упоминаются и в других рукописных и печатных изданиях («Словено-русский лексикон» Памвы Берынды и др.).
Травники отражали веру народа в чудодей ственную силу трав. В работе «Зельник зна харский, или Собрание легенд о растениях» польский ботаник Е.-Т. фон Ростафинский привел ряд сведений об употреблении расте ний не только при лечении болезней человека и животных, но и в различных других случаях жизни. Так, например, считалось, что ноше ние на шее того или иного растения приносит счастье, охраняет от чар и нечистой силы, т. е. растению приписывались чудодейственные свойства.
В1791 году в Москве вышла в свет и стала популярной книга «Дамский туалет, содержа щий в себе разные воды, умывания и проти рания для красоты лица и рук», в которую вошло более 700 рецептов приготовления различных средств по уходу за кожей и волосами. Чуть позже, в 1796 году, в Костроме по явилась еще одна нашумевшая книга - «Щеголеватая аптека, или туалетные препараты, содержащие в себе разные способы для под держания, умножения, лечения и возвращения телесныя красоты». Большинство рецептов и советов из этой книги прошли не только испытание временем, но и научную эксперти зу в биохимических лабораториях Академии наук СССР. В первую очередь это касается при менения лекарственных растений и препара тов по уходу за кожей, приготовленных на их основе.
Аптеки и фармакопеи
В XVI веке открылись первые аптеки в Моск ве, Вильно, Львове. Принято считать, что пер вая аптека в Русском государстве открылась в 1581 году, когда в Москву по просьбе Ивана Грозного прибыл присланный королевой Ели заветой английский аптекарь Джеймс Френч.
До этого роль аптек во многих городах выполняли «зелейные лавки». «Зелейники» собирали лекарственные растения и готовили из них лекарства. Одновременно они занимались и врачеванием, совмещая в одном лице две профессии - аптекаря и врача. С появлением аптек лекарственные травы приобрели значение официальных лекарств.
В 1620 году в Москве был основан Аптекар ский приказ, в ведение которого поступили все медицинские и аптекарские дела. В1673 году в Москве была открыта вторая аптека, служившая для снабжения медикаментами войск. В ней уже продавали лекарства «всяко го чина людям».
При московских аптеках были склады. Ап течные склады имелись также в Архангельске, Полоцке, Могилеве.
В окрестностях Москвы были разбиты аптекарские огороды, на которых возделывали до 20 видов лекарственных трав. Сбор лекарственного сырья Аптекарский приказ поручал знающим людям, так называемым помясам.
В 1701 году был издан указ Петра I о закрытии «зелейных лавок» и открытии повсеместно аптек.
Первая в России фармакопея появилась в 1778 году на латинском языке. В ее состав во шли 302 вида лекарственных растений, «кои производит земля обширная и великая Рос сийской империи». В дальнейших фармако- пеях количество видов отечественных лекарственных растений постепенно уменьшалось.
Только с 1866 по 1902 годы (в 1-5-х изданиях фармакопей на русском языке) число видов лекарственных растений сократилось с 198 до 123. В 9-м издании помещено уже 97 видов растений, тогда как в древних русских травни ках и зельниках приводилось несколько сот видов. Но дело не в том, что значение лекар ственных растений для медицины уменьши лось. Большое число видов лекарственного растительного сырья помещено в сборниках ГОСТов, ТУ и МРТУ, что и разгрузило совре менную фармакопею.
Крупным исследователем лекарственных растений в России был врач, академик И. И. Лепехин. Им было описано и включено в фармакопею 1778 года большое количество целебных растений, а также перечислен ряд видов, могущих с успехом заменить растения, ввозимые из-за границы. Лепехин про вел 6 лет в путешествиях по России для «ис следования натуральной истории вещей», в результате которых появились его «Днев ные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства». Эти и многие другие его труды легли в основу современной фармакогнозии и фитотерапии.
Ароматические вещества и их использование
Особое место в фитотерапии принадлежит ароматическим растениям. Применение эфирных масел - продуктов, получаемых из душистых растений,- в лечебных целях лежит в основе ароматерапии.
Различное использование человеком аро матических растений и масел насчитывает ты сячелетия. Запахи обожествляли и в то же время изучали пахучие вещества, излучавшие их и оказывавшие столь сильное физиологическое и эстетическое воздействие на человека.
Первые доказательства того, что люди на учились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к пятому тысяче летию до нашей эры.
Древнеиндийские источники, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры, насчитывают более 700 растений, включая корицу, имбирь, кориандр, сандал и аралию.
Сведения об ароматических веществах со держатся и в папирусах Древнего Египта, на писанных примерно в тот же период. Для куль товых воскурений применяли смолу кедра, ладана и мирру, которые использовались и при бальзамировании. Жрецы и знатные персоны пользовались для умащения благовонными мазями на основе оливкового, миндального или кунжутного масла с добавлением мирры и душистых растений.
В Вавилоне ароматические масла добавляли в строительные материалы, из которых в XVIII веке до н. э. воздвигали храмы.
Природные ароматические вещества были символами богатства и являлись одним из ценнейших подарков. Особенно ценными считали камфару из Китая, корицу и сандал из Индии, розу, ладан, мирру, стиракс, имбирный корень, мускатный орех, черный перец и гальбанум из Сирии.
Древние египтяне использовали ароматические растения для лечения депрессии, снятия нервного напряжения и даже помешательства. Древние китайцы считали, что каждый за пах соответствует определенному состоянию человека. Смешивая различные запахи, они достигали душевной и физической гармонии.
В различных религиях распространена древ няя традиция использования благовонных масел в храмовых церемониях. В буддийских храмах, например, до сих пор принято смазы вать скульптуры Будды маслом сандала, а в христианских применяют освященные елей и миро.
В Древней Греции и Древнем Риме пользовались огромной популярностью ванны с добавлением ароматических трав и массаж с применением ароматических масел. Ави ценна, врач и ученый XI века, написавший бо лее 100 книг, один из трудов посвятил розе: «Розовое масло повышает возможности разу ма и увеличивает скорость мышления».
Розовая вода, получаемая из лепестков розы при перегонке с водяным паром, высоко це нилась как лекарственное и ароматизирую щее средство. К XIII веку во многих европейских аптеках появились цветочные воды и эфирные масла. Их применяли для борьбы с инфекциями и эпидемиями. Некоторые препараты на основе эфирных масел, напри мер «Вода королевы Венгрии», созданная в 1370 году на основе розмарина, были при знаны универсальными средствами против многих заболеваний. В 1611 году стал известен «кармелитский спирт», сделанный в Париже монахами путем отгонки спирта от настойки смеси мелиссы, лаванды и лимонных корок.
Данные об ароматических растениях заполнили фармакопеи. Фармацевты изучали и описывали целебные свойства ароматических масел, которых становилось все больше. В их число входили масла кедра, корицы, ладана, можжевельника, розы, розмарина, лаванды и шалфея, полыни, валерианы и сосны.
К началу XVIII века появилось различие между духами и ароматическими вещества ми. Разделились и родственные специальности: профессия парфюмера отделилась от дея тельности аптекаря.
В XIX веке ученые получили многие душис тые вещества химическим путем. Они впервые смогли идентифицировать различные веще ства, содержащиеся в маслах, и дали им спе цифические названия(например, «гераниол», «цитронелол», «цинеол»).
Термин «ароматерапия» предложил в 1937 году французский химик-косметолог Рене-Морис Гаттефосс, работавший в семейном парфюерном бизнесе. Он занимался исследованием эфирных масел и обнаружил, что многие ароматические масла действуют более эффективно, чем их синтетические заменители или изолированные активные ингредиенты. Гаттефосс, экспериментируя в своей лаборатории, однажды случайно обжег руку и инстинктивно сунул ее в стоящий рядом сосуд с маслом ла ванды. К его удивлению, боль прошла через несколько минут. Он продолжал лечить руку маслом - ожог зажил гораздо быстрее, чем обычно, и к тому же не осталось никаких шрамов. После этого случая Гаттефосс начал изу чать лечебные свойства эфирных масел.
Работы Гаттефосса заинтересовали многих специалистов. Так, французский хирург Жан Валнет использовал ароматические масла для лечения ран у солдат во время Второй миро вой войны, а позже он успешно применял их для лечения специфических физических и психических заболеваний.
К середине XX века возросла роль ароматических масел в парфюмерии, косметике и продуктах питания. На основе синтетических душистых веществ была создана база для про изводства массовой парфюмерии и отдушек.
Ароматические масла в косметологии впер вые применила Маргарет Маури - австрийский косметолог. В 1950-е годы она предложила технику аромамассажа, а в начале 1960-х открыла в Лондоне клинику аромате рапии.
Арома- и фитотерапия в современной косметологии
Сегодня арома- и фитотерапия являются самостоятельными отраслями знаний. В косметологии они изучают средства на основе лекарственных растений и эфирных масел и методы их применения для ухода за кожей, профилактики кожных болезней и коррекции косметических недостатков.
Изучение методов и средств изменения внешности человека, основанных на применении растений, привело к появлению в XX сто летии одной из наук о красоте - фитокосметологии, вмещающей достижения арома- и фитотерапии.
Благодаря развитию этих отраслей знания появились фитопрепараты - различные средства из свежих растений (кашица из мя коти плодов или листьев, экстракты, соки, настойки из свежих и сухих растений). Эти препараты могут быть ручного (домашнего) приготовления и промышленного. Растения и препараты на их основе применяют как в по вседневном, так и в профессиональном уходе за кожей и волосами. Фитопрепараты широко используются для производства косметических продуктов, содержащих в основе биологически активные компоненты.
Это привело к появлению нового термина - фитокосметика. Значение фитокосметики в современной жизни также трудно переоценить.
Процедуры с использованием натуральных растительных продуктов (водорослевые обертывания, фитопилинги, цветочные ван ны, аромамассаж, фруктовые маски, ком прессы из трав, аромаингаляции) стали весь ма популярными в престижных салонах красоты и SPA-центрах мира.
В эстетической косметологии главная цель - красота, которая определяется физическими свойствами поверхности кожи и во лос: рельефом, цветом, матовостью, блес ком, упругостью и эластичностью. Следует подчеркнуть, что часто в косметических це лях применяют растения, которые не относятся к лекарственным. Так, многие продукты питания (ягоды, фрукты, овощи, растительные масла) нашли широкое применение в эстетической косметологии. На самом деле грань весьма условна: одно и тоже растение может оказывать и лечебный, и косметический эффект.
В конце XX - начале XXI века появилась ус тойчивая тенденция, которая проявляется в замене в рецептурах косметических препаратов компонентов животного происхождения на растительные. Так, экстракт зародышей пшеницы используют вместо плацентарных экстрактов, «морской» коллаген применяют вместо коровьего, подавляющее большинство биологически активных добавок представляет собой вытяжки лекарственных растений.
В странах Западной Европы, США, Канаде и Японии действуют научные институты, сотни кабинетов фито- и ароматерапии, опубликовано множество книг и журналов, посвящен ных этим отраслям знаний. Есть все основания предполагать, что и в будущем фито- и ароматерапия будут в центре внимания профессиональных косметологов.
Подписывайтесь на мой канал Яндекс Дзен – впереди много интересного.
Еще рубрики, статьи, видео на моем канале - SNI Яндекс Дзен. Индустрия красоты. Красивый бизнес. Услуги салона красоты.