Найти в Дзене

Диего Веласкес - великий испанский художник.

Диего Веласкес
Творчество Диего Веласкеса считается вершиной самой яркой эпохи в истории испанской живописи, получившей название Золотого века. Его картины одновременно и выразительно, и без прикрас отображали действительность. Недаром он говорил, что предпочитает быть первым в изображении уродства, нежели вторым в изображении красоты.
Он родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в
Диего Веласкес
Диего Веласкес

Творчество Диего Веласкеса считается вершиной самой яркой эпохи в истории испанской живописи, получившей название Золотого века. Его картины одновременно и выразительно, и без прикрас отображали действительность. Недаром он говорил, что предпочитает быть первым в изображении уродства, нежели вторым в изображении красоты.

Он родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. С юных лет демонстрировал незаурядные творческие способности, и в десятилетнем возрасте приступил к обучению живописи. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры и Франсиско Пачеко (1610 - 1616), в 1617 году получил звание мастера. Ранний период творчества Веласкеса в основном представлен работами в стиле, который называется бодегонес, то есть изображения обычной жизни и посетителей испанских питейных заведений. Уже эти работы говорят о великом живописном даре молодого художника, а его полотна неоднократно копировались и тиражировались, как образцы высокого искусства. В 17 лет вступил в корпорацию севильских художников. До 1623 года Веласкес работал в Севилье. К первой поре его самостоятельного художественного творчества относятся картины: "Трое мужчин за столом", "Старая кухарка", "Водонос" - эти ранние произведения художника уже замечательны по своему благородному натурализму, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения.

Трое мужчин за столом 1618
Трое мужчин за столом 1618
Старая кухарка 1618
Старая кухарка 1618
Водонос 1622
Водонос 1622

В 1623 году юноша узнал, что при королевском дворе стало вакантным место придворного художника. Амбициозный молодой человек отправился покорять двор. Остановившись у поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, юноша написал его портрет, чем привёл в восторг всех, кто увидел картину. Среди них оказался и монарх Филипп IV, который хорошо разбирался в искусстве и сам брал уроки рисования и сумел по достоинству оценить стиль живописца. Более того, Филипп IV и Веласкес подружились. Мастер написал десятки портретов монарха, членов его семейства, придворных и представителей духовенства. Чтобы повысить своё мастерство, художник дважды путешествовал в Италию. Где познакомился со множеством знаменитых произведений искусства. Это существенно повлияло на качество его живописи. Ее стиль стал свободнее, естественнее, избавился от чрезмерной черноты и контрастности.И там его талант не остался незамеченным. В Италии он написал одну из своих самых известных работ - портрет римского папы Иннокентия X.

Иннокентий X 1650
Иннокентий X 1650

В 1627 году Веласкес стал победителем в конкурсе испанских живописцев, устроенном королем, темой которого было изгнание мавров. Картина погибла при пожаре в Мадридском Алькасаре в 1734 году, по описанию современников, на ней был изображен Филипп III, показывающий дубинкой в сторону на толпы мужчин и женщин, гонимых солдатами. В качестве награды Диего получил должность камергера, а через год стал придворным художником его величества короля Испании, заменив умершего Джеймса Морана.

К 1630-м годам относится величайшая из картин Веласкеса религиозного направления "Христос на кресте", изображающая спасителя сразу после смерти.

Христос на кресте 1632
Христос на кресте 1632

1650-е годы - время наибольших творческих свершений Веласкеса. В этот период своего творчества он создал знаменитую композицию "Венера перед зеркалом". Живописец писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции.

Венера перед зеркалом 1651
Венера перед зеркалом 1651

Придворная карьера Веласкеса развивалась параллельно с ростом его творческого мастерства. Художник был удостоен многих званий и наград при дворе Филиппа IV, ему было пожаловано звание кавалера ордена Сантьяго - одного из высших орденов Испании, личное дворянство. Он был избран членом Римской академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиринейского мира, после церемонии у Веласкеса случилась лихорадка, после которой вскоре он скончался 6 августа 1660 года в городе Мадриде.

17 век был отмечен расцветом реалистической живописи в Европе, но именно искусство Веласкеса наиболее глубоко выразило его прогрессивые тенденции. Созданные гениальным живописцем правдивые образы служат образцом совершенства для художников разных поколений и всех любителей искусства.