«Артелью и батьку бить легче»
(с) Народная мудрость
Бывает так, что старое и давно знакомое всем явление вдруг выплывает с новым названием – и никто уже не может понять – что же это за явление такое? Было ли оно раньше? Или это нечто абсолютно новое, непостижимое?
Вот, например, в последнее время вся продвинутая молодежь, хипстеры, не побоюсь этого слова, трескает за обе щеки «панкейки». И ведь ни за что на свете они не налегали бы так сильно на обыкновенные блины или оладушки – ну что вы, вкус же совершенно не тот )) И бедные домохозяйки в растерянности сами уже не знают, когда их ребенок просит «мама, напеки панкейков» - то ли они умеет панкейки печь, то ли нет.
Так же точно и с акционерными обществами. Кажется российскому народу, что не совсем это наше, коренное, российское явление. Вроде как нам оно было незнакомо до девяностых годов – так что толком с ним освоиться мы пока не успели – не на «ты» мы с ним пока что.
Если уж на то пошло, мы, россияне, вообще с миром финансов не на «ты». И совсем недавно я узнал почему. Сядьте покрепче – сейчас начну срывание покровов.
Оказывается, и не могли мы с миром финансов быть на короткой ноге – не наше это, финансы вот эти вот всевозможные. Все заимствованное. От начала и до конца. Прям со слова «финансы». Нет в русском языке ни одного НЕ заимствованного слова с буквой «ф». Вот такое вот разоблачение «иностранных агентов» )))
Примечание. Для самых дотошных и пытливых – есть древнерусские слова с буквой «ф», ныне вышедшие из употребления ))
Ну ладно, перейдем от филологии к истории.
Отсутствие буквы «ф» не мешало нашим предкам вести не слабые финансовые операции и в том числе вести эти операции коллективно.
Первые прообразы акционерных обществ на Руси (как, впрочем, и в любой другой точке Мира) возникают там, где возникает необходимость концентрации капитала. В древности это прежде всего морская торговля – в меньшей степени – рыбная ловля (в меньшей степени, так как для рыбной ловли, можно было обойтись судами меньшего размера, а вот для морской торговли точно придется строить порядочного размера корабль – и тут уж капиталоемкий процесс налицо, как ни крути).
Что же мы в этом вопросе видим у нас?
Поморы Архангельской губернии издавна объединяются в артели. Вместе ловят рыбу, промышляют зверя. Исследователи различают разные виды артелей, в зависимости от социальных и экономических форм сотрудничества, возникавших в артели: «семейные», «складнические», артели «уженщиков» и «покрутчиков».
Что, вы тоже заметили, что – организацонно-правовых форм артелей у наших предков было не меньше, чем сегодня видов юридических лиц в гражданском кодексе? ))
Справка. Для пытливых и любознательных, чтоб вам не гуглить – с «семейной» артелью все и ежику понятно. «Складническая» – имущество собирают «вскладчину» и вместе делают дело. Дело – это не обязательно рыба или охота – может быть и подсечное земледелие – все, что требует «артельного» труда. «Уженщинки» - имущество принадлежит хозяину, остальные как бы его арендаторы, отдают ему долю от заработка. Самая простая параллель в современном мире – парикмахерская, где мастера арендуют у собственника кресла. «Покрутчики» - это когда, фактически, люди, работают за зарплату на хозяина.
К сожалению, Петр Первый повел себя, как слон в посудной лавке. Не разобравшись, что у нас уже своих «акционерных обществ» хватает начал требовать создания купеческих товариществ -«кумпанств» - непременно по голландским и английским схемам. Заодно уж и торговые корабли потребовал строить тоже по иностранным моделям, а то поморские кочи больно уж несуразны на вид были (западные модели кораблей, правда, для навигации в наших суровых условиях не подходили – но это ж не царское дело в такие детали вникать).
А по каким же образцам велено было организовывать «кумпанства» нашим купцам? Образцы, надо признать, были очень достойные. Самые лучшие образцы.
На тот момент крошечная Голландия была экономическим гигантом. Крупнейшей экономикой мира. Такой ее сделали именно тогдашние акционерные общества – купеческие товарищества – активно развивавшиеся начиная аж с 15 века. Что ж такое стряслось с 15 века? С чего вдруг маленькая Голландия стала центром международной торговли и мореплавания? Голландцы начали серьезно заниматься селедочным бизнесом. Звучит не серьезно? Не сильно похоже на золотую жилу? И тем не менее, именно на селедке тогда поднялась первая экономика мира.
Селедки в море было много, добывать ее было легко. Проблема была в том, что она была не особо то вкусной – горчила. Фактически – голландцы первыми научились ее правильно заготавливать (отрезать жабры и засаливать, именно этот секрет они долгое время тщательно оберегали от конкурентов). Массовая добыча сельди потребовала массового строительства кораблей – для рыбной ловли и для международной торговли. Кораблестроение – самая технологичная отрасль промышленности на тот момент. Так Голландия стала «Японией» 16-17 века. Явила миру сразу и технологическое и экономическое чудо. На одной селедке зарабатывала больше, чем процветающая Франция собирала всеми налогами.
Создание бесчисленных кораблей и ведение бизнеса по вылову рыбы, заготовке и торговле по всей Европе берут на себя купеческие товарищества – пока еще прообразы современных акционерных обществ.
А вот в 1602 году на свет появляется легендарная Голландская Ост-Индская компания, которую многие исследователи считают первой «настоящей» акционерной компанией. Я бы скорее сказал «первая современная». Компания просуществовала до 1798 года, что, прямо скажем, демонстрирует невообразимое долголетие. Так, на секундочку – почти в три раза дольше СССР компания просуществовала.
Даа – вот где был простор для реализации стратегии «купил и держи ))) В архиве города Хоорн хранится самая старая в мире акция – это акция Голландской Ост-Индской компании, выпущенная 9 сентября 1606 года. Кстати – по некоторым подсчетам (за давностью времен сложно точно перевести суммы на наши деньги) Голландская Ост-Индская компания считается компанией с самой большой капитализацией в истории человечества. Не знаю, так ли это в смысле самой большой капитализации, но в наше время уж точно нет ни одной частной акционерной компании, имеющей собственный флот из двадцати пяти боевых крупных кораблей и собственную армию в десять тысяч человек.
Компания в основном поставляла в Европу пряности – но в принципе не брезговала никакими выгодными товарами. Интересно, что первые 42 года дивиденды выплачивались натурой – зато потом выплаты шли только деньгами. Как видите, компания действительно заложила основы правил, по которым живет рынок и сегодня. Оно и слава Богу – а то получили бы мы с вами дивиденды Северстали стальными балками (самовывозом из Череповца) – не обрадовались бы ))
Следующей вехой в развитии акционерных обществ стало строительство каналов. Прежде всего – Суэцкого и Панамского. (Да, совершенно верно – именно по мере возникновения необходимости мобилизации огромного капитала на все более капиталоемкие проекты люди совершенствовали акционерные общества).
Не будем подробно останавливаться на «Компании Суэцкого канала» - просто мельком отметим, что она просуществовала с 1858 по 1997 год. Умели раньше делать «на века» не только здания, но и фирмы ))
Проект строительства Панамского канала занимал в свое время умы человечества не меньше, чем сейчас полет на Марс. Между прочим – до сих пор строительство Панамского канала считается одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов в истории человечества, не шуточки.
Панамский канал, это вообще не простая штука. Как сказал бы Кант – «вещь в себе». Чего стоит только такое безобразие, как путаница с его координатами – если кто забыл школьную георграфию, я напомню – у того хитросделанного канала восточный вход находится западнее, чем западный выход ))
Дело со строительством канала пошло совсем не гладко – хотя «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» была основана успешным инженером и предпринимателем Лессепсом – строителем, только что победоносно закончившим сооружение Суэцкого канала.
В итоге Лессепс не сумел уложиться в смету, не сумел достроить канал и привел компанию к банкротству. Долгое время слово «Панама» по всему миру звучало примерно так же, как сейчас для нашего уха звучит «МММ». Синоним огромной, умопомрачительной аферы, провернутой с невообразимой помпой и размахом. Что было довольно несправедливо – расследование показало, что прямых хищений в компании не было – было разгильдяйство и халатность. Но от этого не было легче акционерам – компания была поистине «народной» и французские экономисты считают, что ее крах надолго подорвал во французском народе тягу к инвестициям и сбережениям.
По этому примечательному делу два года «срока» получил даже небезызвестный господин Эйфель – да, да, тот самый, который построил замечательную башню имени себя )) Но отсидеть Эйфелю не довелось – кассация отменила приговор. Оно и слава Богу – а то бы вместо Эйфелевой башни в Париже строил бы в Тулоне на каторге башенки из хлебного мякиша ))
Следующим звездным часом для акционерных обществ стало строительство железных дорог. Это было новое дело, новые масштабы мобилизации капитала – и новые масштабы прибыли. Целые континенты покрывались железнодорожной сетью, а акционеры сказочно обогащались. Но это – уже гораздо более современные истории, думаю, здесь особо нечего рассказать – вы все это не раз читали и слышали.
Подытожим – акционерные компании , несмотря на громоздкую и чаще всего «иностранную» терминологию – это всего лишь разновидность «артели» . Общий смысл очень простой – совместно владеем имуществом и нанимаем рабочих . Которые на этом имуществе работают и зарабатывают нам деньги. А наш человек всегда был склонен к артельной организации и вообще – к самоорганизации. Как шутил в свое время на лекции старый профессор «у нас древнейшая организационно-правовая форма называется – «на троих».
(кому интересно, что такое биржа и хочется узнать больше)
А что насчет дивидендов? А все очень просто.
С самых давних времен – еще с Голландской Ост-Индской компании нормальное акционерное общество должно платить дивиденды своим акционерам .
Все остальные рассуждения – от лукавого. Вот эти вот все «компании роста» и прочие «Теслы» - это все рассказы о том, как вместо нормального владения нормальным бизнесом и получения нормального дохода в виде нормальных дивидендов (я блин, нифига, не случайно слово «НОРМАЛЬНО» столько раз в этой фразе употребил ))))
Так вот, вам просто вместо нормальной истории пытаются продать аномальную.
Это как с коровой. Да, пока она маленькая (теленочек еще) она не обязана давать молоко – пусть подрастет. Но не вечно же – потом она должна доиться.
Так и бизнес. Вы покупаете долю в бизнесе. Бизнес работает – зарабатывает деньги. Часть денег вы получаете, как его совладелец. А все остальное – благоглупости. Про то как «менеджмент лучше вас распорядится деньгами, которые пошли бы на дивиденды» или «вы с дивидендов заплатите налоги, зачем вам это надо». Знаете ли, это как в мультике про «Тридесятое царство» - «вы что, и есть за меня будете?» ))
Ведь если бы вы покупали долю не в Тесле, а в мастерской по ремонту велосипедов, то вы бы не захотели, чтобы всю вашу прибыль ваш «более мудрый» партнер реинвестировал в запчасти и рекламу до бесконечности. Скорее всего вы бы в конце года (если не в конце квартала) сообразили бы, что в качестве совладельца бизнеса вы должны получить долю от прибыли (к слову – вы бы и покупать долю в веломастерской, которая должна окупиться за 1600 лет не стали бы – тут бы вам сообразительности хватило). Но как только речь идет не о мастерской велосипедов, а о Тесле и о бирже – у людей как будто что-то в голове щелкает и они мыслить начинают альтернативно ))
Грэм, великий человек, давно поставил точку в этих дебатах, правильно и четко сказав – «доллар, выданный акционеру в виде дивидендов, гораздо ценнее для акционера, чем доллар, на который поднялась цена акции».
Нормальная компания платит дивиденды. Так было всегда. И так будет всегда. Компания, которая не платит дивиденды делает так по ряду причин, и все они не очень хорошие для ее акционера. Иногда – терпимые. Но это НИКОГДА не плюс для акционера. НИКОГДА. Перечислим по каким причинам компания не платит дивиденды.
1. Компания терпит убытки и у нее банально нет денег. НЕ МОЖЕТ
2. Компания достаточно независима от миноритариев, а мажоритарии не заинтересованы в дивидендах. НЕ ХОЧЕТ
3. Компания развивается и ей край как нужны все деньги для развития. ИМЕЕТ ДРУГОЙ ПЛАН НА ДЕНЬГИ
Вот и все причины. Как видите – никаких особых чудес. Не платящая дивидендов компания – это или компания с проблемами (пункт 1). Или компания, которой на вас наплевать (пункт 2 – причем такой компанией может быть и «крутая» находящаяся на слуху компания – Беркшир Хатавей Баффета, например) или это растущая компания, призывающая вас затянуть пока что пояс (пункт 3 – Алибаба, например).
Пункт 3 – на мой взгляд – терпимая история. Но «терпимая» - это не плюс для компании, а жирный минус. Если и покупаешь такую компанию, то только потому, что другие плюсы перевешивают этот минус. И покупаешь ее ни в коем случае не «на всю котлету».
Вот так вот – все просто. На носу у нас коррекция, судя по всему. Веселее будет тем, кто закупил дивидендные акции. Потому что у них на носу не только коррекция – но и дивидендный сезон. Который еще на шаг приблизит нас к тому, чтобы стать настоящими миллионерами ))